Оригинал взят у
trueview в
Тохары Тарим (кит. Даян 塔里木河) - главная река, представляющая главную ось внутренней речной системы Синьцзян-Уйгурского автономного района в КНР. Образуется при слиянии рек Аксу и Яркенд и течёт в восточном направлении, огибая пустыню Такла-Макан. Река питает озеро Лоб-Нор.
Тохары (греч. Τοχάριοι), тогары, псевдотохары - индоевропейский народ Центральной Азии (2-1 тыс. до н. э.), говоривший на тохарских языках - предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Исходно они занимали место в Таримской впадине. Об облике носителей тохарских языков позволяют судить таримские
мумии.
В науке разделяют тохар на истинных (или настоящих, которые являются частью юэчжей, говоривших на восточноиранских северных диалектах родственных языкам скифов, ушедших с кушанами на юг и давших имя области Тохаристан на территории современного Афганистана) и не истинных (псевдотохар) - собственно тех, на кого перенесли это имя китайцы и др., но говоривших на тохарских диалектах, не имеющих близкого родства с языками юэчжей и не называвших себя тохарами, в отличие от настоящих тохар. Тохары (псевдотохары) проживавшие сотнями лет на тех же местах, где они осели никогда полностью не уходили из своих мест обитания, культура их существовала до 8 века. Настоящие тохары основной частью ушли вместе со своими родственниками кушанами (из оазиса Куча ) на юг в Бактрию, обосновались на севере территории современной Республики Афганистан, основали область-государство Тохаристан и там ассимилировались в массе народов, их потомками являются отчасти таджики и пуштуны проживающие в одноименной современной провин
ции Афганистана Тахар.
Название тохары впервые встречается у Птолемея. Вероятно, образовано от названия реки Тохкан (приток Аксу). Река Аксу впадает в Тарим. Окончание "кан, кант" в названиях рек Тохкан и Яркант может быть связано с индоевропеским словом *can. В латинском canalis, canna "труба, жёлоб, канава, канал".
Китайское название тохаров - юэчжи (月氏), что означает "род Луны" (月 "луна, месяц" + 氏 "фамилия, род"). Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 до н. э. Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы описывает племя юйчжи с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Юэчжи в Ганьсу. Детально о юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно во II веке до н. э. в «Исторических записках» Сыма Цяня. «Юэчжи изначально проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном», что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу. Портреты их царей на монетах показывают, что юэчжи были европеоидами, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей. По китайским источникам юэчжи описываются как «белые люди с длинными волосами». Во время правления императора Цинь Шихуана царство юэчжей процветало, но при этом постоянно враждовало с окружающими сюнну на северо-востоке.
С нефритом в Китае связано очень много красивых легенд и преданий. Вот, например, одна из них - о Лунном зайце Юй Ту. По легендам на Луне живет заяц, который занят очень важной работой - он толчет в большой ступе порошок жизни. Сидит он под огромным деревом кассия, листья и кора которого очень целебны и обеспечивают долголетие. У зайца и Луны много общих черт: оба никогда не закрывают глаза и потому всю ночь бодрствуют. Луна холодна, и этим напоминает нефрит. Он является символом целомудренной и благонравной женщины, поэтому на луне и находится нефритовый дворец Большой прохлады, в котором живут самые красивые феи. Здесь живет и правит богиня Луны Чан-э. Лунный заяц иногда получает от Чан-э немного нефрита и использует его в приготовлении эликсира бессмертия.
Нефрит связан с Венерой, Сатурном и Луной.