Где искать Атлантиду? Крит и Кносс?

Feb 27, 2023 12:21

home [↗]

Атлантида (др.-греч. Ἀτλαντὶς) - мифический остров-государство. Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона, который ссылался на Солона. Также известны упоминания и комментарии Геродота, Диодора Сицилийского, Посидония, Страбона, Прокла.

По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атласа. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощён морем в один день вместе со своими жителями - атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9000 лет назад», то есть около 9500 г. до н. э.

В целом рассказ считается легендой, но предпринимаются попытки найти реальные исторические факты и события, которые могли бы послужить основой легенды.

Все сведения об Атлантиде содержатся у Платона в двух диалогах: «Тимей» (кратко) и «Критий» (более развёрнуто).

Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств.

Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте. Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад (от времён Крития и Солона, то есть от VI-V веков до н. э.), Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нём возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло всё войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. При этом, однако, происхождение сведений объясняется совершенно иначе: не воспоминаниями о рассказе Крития-старшего, а собственноручными записями Солона со слов жрецов, которые якобы хранились у старика Крития и поныне хранятся у его внука. Согласно новому рассказу, Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его родов: девять сыновей Посейдона получили в удел части острова и стали архонтами, старший же, Атлант - царём всего острова, как и его потомки. Он же дал имя и всему океану (тождество этого Атланта с известным в греческой мифологии титаном Атлантом является предметом дискуссии современных учёных). Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину - на 2000 стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и так далее.


Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя - орихалком, испускавшим огнистое блистание.

Вообще, Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира (там, по автору, обитали даже слоны) и так далее.

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов. На этом диалог - во всяком случае, дошедший до нас текст - обрывается.

Название «Атлантида» не было выдумкой Платона. Ещё до Платона, так назвал свой труд, по некоторым предположениям поэтический, в двух книгах логограф Гелланик (у разных античных авторов встречаются также другие варианты названия: «Атлантиада» и «Атлантика»). Несколько отрывочных фрагментов, сохранившихся от этого труда (очевидно из самого его начала) посвящены потомству титана Атланта, включая его внука критянина Ясиона. Немировский считает, что труд был посвящён истории Крита и, в частности, включала в себя мифы, отражающие былое морское могущество минойского Крита. Связь с «критским» происхождением платоновской Атлантиды (но не непосредственно, а через «Атлантиду» Гелланика) Немировский видит в рассказе о её войне с Афинами: афинские легенды говорят о покорении Афин критянами в царствование Эгея и затем освобождении их Тесеем, но Платон перенёс Атлантиду очень далеко от Афин - за Геракловы столпы, и при этом рассказ о войнах атлантов с афинянами сохранился, несмотря на то, что стал гораздо менее правдоподобен.

Рассказ об Атлантиде у Платона может быть рассмотрен как миф, основой для которого послужили реальные исторические события, во время которых в результате природной катастрофы (землетрясения, наводнения или какого-то другого катаклизма) погибла либо пришла в упадок ранее преуспевавшая цивилизация. Таким историческим событием может выступать извержение вулкана на острове Санторини и последующий упадок высокоразвитой (по меркам того времени) минойской цивилизации в Средиземном море.

В этом случае приводимая Платоном площадь Атлантиды и 9-тысячелетняя давность события рассматриваются как преувеличение, а прообразом Атлантиды выступает остров Крит. Существовавшая на Крите и соседних островах древняя минойская цивилизация действительно пришла в упадок после извержения вулкана и его взрыва на острове Стронгила в XVI веке до н. э., то есть не за 9000, а за 900 лет до Платона. Катастрофическое извержение вулкана «в один день и бедственную ночь» привело к разрушению острова, образованию огромного цунами, обрушившегося на северное побережье Крита (наибольшую часть островной метрополии) и другие острова в этой части Средиземного моря, и сопровождался землетрясениями. Вулканический пепел покрыл поля на островах и побережье материка в радиусе сотен километров, что при толщине слоя более 10 см делает их непригодными для возделывания на год и более, вызвав тем самым голод. Учитывая местную розу ветров, основная часть пепла должна была выпасть в востоко-юго-восточном направлении, не затронув Грецию и Египет. При этом минойцы, как и описываемые Платоном атланты, действительно имели военные столкновения с ахейцами, населявшими материковую Грецию (так как активно занимались пиратством). И минойцы действительно были разгромлены ахейцами, правда, не до природного катаклизма, а лишь после него.

Выделим несколько фактов об Атлантиде!

1.) Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину - на 2000 стадиев (360 км)...

Крит - самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Протяжённость береговой линии - 1066 километров. Делим 1066 на 2 и получаем 533 км - почти в точности 540 км Платона. Это расстояние с запада на восток вдоль побережья. В древности ходоки шли вдоль берега и считали шаги!

В ширину остров около 60 км в самой широкой его части (с юга на север). Но остров гористый и прямых путей не существовало - передвигались по извилистым дорогам и тропам, считая шаги. Многое зависело и от каких населенных пунктов измерялось расстояние.

2.) Центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря.

И это был Кносс!

До извержения вулкана Санторин на Крите проживал 1 млн. человек, из них 100 тыс. - в Кноссе. Кносс (греч. Κνωσός, лат. Cnossus, гипотетитческое название на минойском языке - KA-NU-TI) расположен около современного Ираклиона, на северном берегу, в 6 км от моря, в древности с двумя гаванями. Во времена своего расцвета и могущества Кносс был одним из самых влиятельных городов во всем Средиземноморье. Минойский Кносс с его дворцом представлял один из первых в истории человечества случаев применения таких инженерных и архитектурных достижений, как многоэтажные здания, естественное и искусственное освещение, водопровод и канализация, вентиляция, отопление, а также мощёные пути.

За последние два тысячелетия некоторые прибрежные греческие полисы ушли под воду на 5-10 м. То есть в древности, 3600 лет назад, Кносс вполне мог находиться в 8-9 км от берега, как описывал Платон.

3.) Корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре.

Название Кносса может быть составным:


Кносс ~ KA-NU-TI < *ka/ke (начальный слог от др.-гр. κεφᾰλαι- ‘главный, основной, важнейший’ (или лат. caput ‘голова’)  + др.-гр. νῆσος, дор. νᾶσος ‘остров’. Сейчас бы сказали - Столичный (capital) остров.

В греческой мифологии Кносс связывается с именем легендарного критского царя Миноса. По легенде, в окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр. Существует мнение, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец, который считали вымыслом вплоть до самого конца 19 века, когда он был обнаружен сначала Миносом Калокериносом, а затем Артуром Эвансом.

Первый дворец-храм в Кноссе был построен в раннедворцовый период (ок. 2000-1700 г. до н. э.), на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте в новодворцовый период был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени.

После сильнейшего землетрясения и огромного цунами в ~1580 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Тира дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, сотни различных помещений, соединенных ходами и лестницами были сгруппированы вокруг большого парадного двора. В том числе - тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты. Стены ванных комнат были украшены росписями с дельфинами и летающими рыбами.







После гибели минойского Крита на остров переселяются греки-ахейцы, которые, в частности, заселяют и Кносс, перестраивая остатки минойского дворца под свои нужды.

Название «Кносс» известно по древнегреческим упоминаниям главного города Крита. Однако отождествление Кносса с городом бронзового века основывается не только на традиционных представлениях, но и на анализе римских монет, разбросанных по окрестностям мест раскопок и на большом кургане - холме, называемом Кефала, высотой 85 метров над уровнем моря. На многих из этих монет была надпись Кносс или Кноссион на лицевой стороне и изображение Минотавра или лабиринта на оборотной стороне. Оба изображения - символы, происходящие от мифа о царе Миносе, по легенде, правителе с Кносса. Монеты найдены вблизи римского поселения Colonia Julia Nobilis Cnossus, а римская колония располагалась как раз к северу и включала в себя холм Кефала. Считается, что римляне превратили Кносс в колонию.

Амнис - поселение бронзового века на севере Крита, использовалось как порт Кносса. Амнис упоминается уже в самых ранних известных древнегреческих литературных источниках, а также в мифологии, но возник гораздо раньше, в доисторические времена. Раскопки 1932 года принесли ряд важных открытий, в том числе виллы «Дом лилий», строения, названного так по основному мотиву фресок, украшающих его стены.

Амнис находится на побережье в семи километрах к востоку от Ираклиона, одной из бухт Кносаа. От дворца Кносса до Амниса по прямой около 5 км. Сейчас уровень моря на три метра выше, чем в эпоху бронзового века, часть поселения затоплена и на дне видны затонувшие дома.

Название древнего города совпадало с названием реки Амнис, устье которой здесь находится. Позднее, уже в эпоху Железа, реку стали называть Каератус, и сейчас место называется Картерос. Амнисом же сейчас называют крошечный островок у устья реки. Река сезонная, и иногда она превращается в поток, который течет по ущелью Картероса из источника в горе Ида, в центре острова. С рекой связаны предания об амнисийских нимфах, 20 из которых входили в свиту Артемиды (вместе с 60 океанидами).

Амнис впервые был исследован греческим археологом Спиридоном Маринатосом в 1932 году. Именно он нашёл знаменитый «Дом лилий». В двухэтажной вилле десять комнат. Её окружал мощёный двор, в зале были многосекционные двери, была кухня, молельня, ванная комната. Расчищенный фриз второго этажа высотой 1.8 м расписан красными и белыми лилиями, изображениями мяты, ириса и папируса в горшках.

Амнис упоминается на нескольких табличках Линейного письма Б, в основном из Кносса. Название порта пишется как a-mi-ni-so. Например, на табличке Gg705, прочтённой Вентрисом и Чедвиком, написано: «Амнис: один кувшин мёда для Илифии, Один кувшин мёда остальным богам,…» (здесь описано жертвоприношение от Амниса (или в Амнисе) богине деторождения, возможно происходившее в святилище, упомянутом выше.

В районе 1450 г. до н. э. вилла сгорела, как и все остальные постройки на острове, за исключением Кносса. Обычно это связывают с переходом Крита под власть микенских греков. Название Амнис[сос] (как и Кносс[ос], в оригинале оканчивается на -ссос) не греческое. Вероятно, микенцы не стали его менять после того, как остров перешёл под их контроль.

В названии a-mi-ni-so четко прослеживается имя Миноса. Др.-гр. Μίνωος - Минос (сын Зевса и Европы, брат Радаманта, миф. царь и законодатель Крита, муж Пасифаи, отец Ариадны; после смерти - один из судей подземного царства).

© TrueView

Крит, Атлантида

Previous post Next post
Up