Бярмия и Корела

Dec 12, 2021 00:25

Среди древних рассказов о северных странах мы можем обнаружить упоминание о загадочной стране Биармии (Бьармия, Бьярмия, Бьярмаланд), которую за последние тысячу лет размещали на Белом море, располагали на Кольском полуострове, в Карелии, на берегах Северной Двины, в Перми и даже на берегах Балтийского моря.

В карело-финском эпосе «Калевала» Бьярма - страна Севера. О ней также упоминает Саксон Грамматик. На некоторых картах Биармия в XVI веке ещё помещается в центре Кольского полуострова (см., например, Carta Marina). Судя по средневековым картам Скандинавии (морской карте Олафа Магнуса и других), их авторы помещали Биармию между Онежским озером и Онежской губой Белого моря. Крупнейшие западноевропейские картографы XVI ве­ка Меркатор и Ортелий сохранили название Биармия для центральной части Кольского полуострова. В это же время на картах, основанных на сведениях английских и голландских мореплавателей, Кольский полуостров изображён без Биармии.

Карта «Esmakordselt ilmunud pohiteosest Cosmographia» Sebastian Munster. 1544 г. . В правом верхнем углу хорошо видна Биармия. Сейчас это Кольский полуостров:



Биармцы или бьярмы - народ, скорее всего финского происхождения, жители Биармии. По сообщениям викингов, бьярмы говорили на языке, похожем на язык «терфиннов» («лесных финнов»), ныне неизвестном.

Биармия впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 гг. Как сам Оттар объяснял английскому королю Альфреду Великому, Холугаланд был самым северным краем современной ему Норвегии. Далее к северу жили только лапландцы (т.е. саамы). Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттар отправился вдоль берега на север, через несколько дней должен был ждать попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошел в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмийцы, язык которых похож на древнефинский, и поэтому Оттар и его спутники могли с ними объясняться. В отличие от кочевых лапландцев, бьярмийцы жили оседло, занимались земледелием и были богаты.

Известны также рассказы о ещё нескольких путешествиях в Биармию около 920, 1026 и 1090 годах. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего начали войну и ограбили святилище бога бьярмийцев Юмалы. Этот бог считается финским.

Саксон Грамматик (ок. 1140 - ок. 1216 года) сообщает, что в эпоху короля Гольтера Финляндией и Биармией правил некий Кузон. Норвежский король Харальд Харфагер совершил в Биармию военный поход. В летописи Снорре так рассказывается об этом: «Оттуда он (Гаральд Харфагер) поплыл по направлению к Финмаркену на север до самой Биармии, где произошло сражение, из которого он вышел победителем, захватив богатую добычу».

Саксон Грамматик так пишет о применении бьярмийцами магического искусства в описании битвы с Регнером, после которой Лодброк отступил и нашёл приют у куретов (куршей) и сембов (пруссов): «Тогда биармийцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности».

Подобный рассказ мы находим у исландского летописца Стурлесона.

В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они прошлись по Биармии огнём и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов. После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках. Часть жителей Биармии ушла на кораблях в Норвегию, где король Хакон в 1240 году выделил им для поселения земли в области Маланген в Холугаланде.

К XIII веку прекратились поездки скандинавов в Биармию, и само понятие Биармии исчезает из истории. В Западной Европе о суще­ствовании Биармии узнали только в начале XVI века из книги Саксона Грамматика, впервые напечатанной в Париже в 1514 году.

Лишь в 1539 году шведский писатель и картограф Олаус Магнус (1490-1557) в книге «История северных народов» и на составленной им карте дал сведения о Биармии. Биармию он поместил севернее Финляндии и в области северной Карелии (сейчас современная территория Кандалакшского района Мурманской области) и Кольского полуострова. Опираясь на сведения Саксона Грамматика, он выделил две Биармии: Ближнюю и Дальнюю. Ближняя Биармия у него покрыта высокими горами и вечными снегами. Она не приспособлена к жизни и препятствует проникновению европейцев в Дальнюю Биармию, которую населяют племена, занимающиеся оленеводством и рыболовством. Земля там плодородная, но земледелием жители не занимаются. Повторяя за Саксоном Грамматиком Олаф Магнус в позднем средневековье так писал о бьярмах: «Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».

Наиболее распространенной и поэтому наиболее критикуемой является версия о том, что Бьярмия расположена в бассейне Северной Двины (река Вина) и простирается до территорий Пермского края. Средневековые авторы Адам Бременский и Снорри Стурлусон считали, что путь в Бьярмию лежит через Белое море. Вслед за ними эта гипотеза была выдвинута оппонентом Ломоносова Г. Миллером. Он считал, что центром Биармии были Холмогоры, а уже из Холмогор варяги переправились в Новгород. Ломоносов взял её на вооружение, отрицая только то, что Холмогоры назывались Хольмгардом. При этом ни холмов, ни гор в Холмогорах и рядом с ними не было.

Иоганн Шеффер в книге «Лапония» границы Биармии распространял до Ладожского озера и Финского залива, помещая в неё и всю Карелию.В 1730 году Ф. И. фон Страленбергом была предложена версия, в которой отождествляются Пермь Великая и упоминаемая в скандинавских сагах Биармия: «Вторая пристань была в Биармии или в Великой Перми при городе Чердыне» и отметил, что «в Европе суть Великая Пермиа, которую древность Биармаланд называет, и прежде превеликую часть земли в себе заключала». Гипотеза Пермь-Биармия преобладала в исторических исследованиях вплоть до начала XIX века и была принята, в частности, В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным. В XIX-XX веках эта гипотеза подверглась критике. Отдельные исследователи вероятными районами размещения Биармии называют Прибалтику, Карелию и Волжскую Булгарию.

С. К. Кузнецов полагал, что Биармия Оттара была расположена либо близ Варангер-фьорда, либо близ Кольской губы, так как именно в районе полуостровов Варангер и Рыбачий берег поворачивает на юг. По его мнению, «Биармия на берегах Северной Двины и в пределах Перми Великой есть мираж, научное заблуждение, с которым пора покончить навсегда». По мнению А. М. Талльгрена Биармия находилась в Приладожье, а биармы были карелами.

В 1950‑х годах историк Михаил Иванович Белов пришёл к выводу, что Оттар не мог за 15 дней достичь Белого моря, а его плавание должно было закончиться у берегов Кольской губы Баренцева моря. Г. В. Глазырина считала, что саги описывают два региона: Беломорье и окрестности Ладоги. Оттар, по её мнению, никогда не пересекал Горла Белого моря, остановившись на Терском берегу, возможно, напротив мыса Воронов. Проанализировав «Сагу о Хальвдане», Глазырина пришла к выводу о локализации Биармии в Приладожье.

К. Ф. Тиандер в труде «Поездки скандинавов в Белое море» выдвинул предположение о том, что скандинавское слово «berm» означает «береговые люди». Б. В. Бубрих предполагал, что Bjarmaland и Bjarmar могут выводиться от прибалтийско-финского «peramaa» - «задняя земля», «земля за рубежом». В саге о Хаконе, сыне Хакона описано бегство биармов от монголо-татар, а в Эдмунд саге при описании борьбы Ярослава за Киевский престол биармы фигурируют на месте исторических печенегов.

Древнерусским источникам топоним Биармия неизвестен, в связи с чем исследователи, особенно в XIX веке, отождествляли этимологически близкие топонимы Бьярмия и Пермь Великая (в его средневековом смысле), как обозначение финно-угорских территорий Северо-Восточной Европы. Это отождествление строилось на двух основных посылках. С одной стороны, Оттар из Холугаланда отмечал, что бьярмы говорят практически на том же языке, что и «финны» (так викинги называли саамов).

По мнению современных финно-угроведов, др.-сканд. Bjarmaland, как и др.-рус. Перемь, Перьмь, восходит к фин. perämаа, вепс. perämaa «задняя земля». Изначально эти слова обозначали некую прибалтийско-финскую территорию на побережье Белого моря. По мере древнерусской колонизации топоним Пермь сдвигался на восток и был перенесён на предков коми-зырян (Пермь Вычегодская), а затем и коми-пермяков (Пермь Великая). Первым против отождествления Биармии с Пермью и побережьем Белого моря выступил В. В. Крестинин в XVIII века. В начале ХХ века С. К. Кузнецов писал, что «Биармия на берегах Двины и в пределах Перми Великой есть мираж, научное заблуждение, с которым пора покончить раз и навсегда».

Какие выводы можно сделать из анализа скандинавских саг?

1. Язык бьярмийцев похож на древнефинский.
2. Бьярмийцы поклонялись финскому богу Юмала.
3. Гаральд Харфагер мог плыть к Финмаркену (Финской марке) только по Балтийскому морю, а далее по Финскому заливу в страну бьярмов. После битвы с бьярмийцами он отступил в страну куретов (куршей) и сембов (пруссов), что можно было сделать, переплыв на юг Финский залив.
4. Если бы оставшееся норвежское судно плыло длинным северным путем через Северную Двину, то оно не смогло бы безопасно проследовать через всю страну бьярмов на Русь и далее в Святую Землю. Из Северной Двины системой волоков можно было попасть в Волгу. Из этого следует, что побережье Бьярмии также омывалось Финским Заливом. По рекам Великая, Волхов или Западная Двина судно волоком могло попасть в Днепр. Трудно представить, как можно плыть в Святую Землю через «Северный полюс».

Я склоняюсь к версии, что Биармия находилась в северном Приладожье, занимала Карельский полуостров, территорию до Белого моря и часть современной Финляндии до современного Котки на реке Кумень. А биармы были карелами.

Коре́лы - древнее прибалтийско-финское племя, жившее в средневековье главным образом на Карельском перешейке и в Северном Приладожье. С X века (по археологическим данным) на Карельском перешейке существует город Корела (ныне Приозерск) - административный центр земель, населённых корелой. В Новгородских документах Карельской частью Водской пятины считалась территории к западу от реки Волхов в южном Приладожье.

В древнерусских письменных источниках корела впервые упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1075-1100 годами: «…Литва встала на Корелу… (Литва пошла войной на карел).» Впервые в летописях упоминается в «Новгородской первой летописи» под 1143 годом: «…В то же лѣто ходиша Корѣла на ѣмъ, и отбѣжаша…». «В лѣто 6699 [1191]. Ходиша новгородци в лоивахъ на ѣмъ с Корѣлою, и воеваша землю ѣмьскую и пожгоша и скот исѣкоша…». В это время племя помещается историками на Карельском перешейке, в северном Приладожье.

В русских источниках почти не встречается упоминание о легендарной стране Биярмия. Единственное упоминание о ней мы можем обнаружить в Иоакимовской летописи, на которую ссылается В.Н. Татищев. Он пишет: «Сие есть достопамятное изъяснение, что Бярмия или Корелия тогда об реку Кимень с Финляндией или Варягами граничила.»

В Иоакимовской летописи читаем: «По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имена-же сих осми неведомы, ни дел их, разве в песнех древних воспоминают. Буривой, имея тяжку войну с Варяги, множицею побеждаше их, и облада всю Бярмию до Кумини, последи при оной реце побежден быть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, идеже князи подвластнии пребываху, и тамо пребывая, умре. Варяги-же, абие пришедше град великий и прочии обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь. Людие же терпяху тугу велику от Варяг, пославше к Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде; и егда Гостомысл прия власть, абие Варяги большие овы изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и, шед на ня победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи, учини с Варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудия: cего ради вси окольны чтяху его, и дары и дани дающе, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду.»

Под Бярмией Татищев понимает Карелию и Лапонию:



Кумень или Кюмень - это река Кюмийоки в Финляндии (фин. Kymijoki, швед. Kymmene älv). Вытекает из озера Коннивеси, в центральной Финляндии. Длина реки составляет 204 километра. Течёт Кюмийоки в южном направлении. На расстоянии 12 километров от устья русло реки раздваивается и затем, близ города Котка, Кюмийоки впадает пятью рукавами в Финский залив Балтийского моря. Кюмийоки является крупнейшей рекой южной Финляндии. По имени реки Кюмийоки названа южно-финская провинция Кюменлааксо. Согласно Абоскому миру, с 1743 года по 1809 год по западному рукаву Кюмийоки проходила государственная граница между Швецией и Россией (в русскоязычной литературе того времени река называлась Кумень).

Возможно, остров между двумя рукавами и был тем местом, где стоял город Бярмы и похоронен Буривой. Сейчас в устье реки находится один из крупнейших финских портов Котка.

В 2013-2014 годах был опубликован новый и неизвестный источник - Будинский изборник IX-XIVвв.: «Арамейская библия» и «Аскольдова летопись» (БИ). История обретения изложена на стр. 5.

В нем наиболее полно изложена генеалогия словенских князей, жизнь Буривого (Бурисвальда) и его сына Гостомысла (Гардмунда):

◆ В год 768-й родился Бурисвальд, которого в народе звали Буривой, первенец Бранислейфа и внук Рандвера, и был он могуч, силен и волосат, как медведь.
◆ В год 782-й женился Бурисвальд на словенке из Биармии, дочери старейшины, и хотя было ему пятнадцать лет, но этот мальчик был уже мужчиной...
◆ В год 783-й родился Гардмунд, он же Гостомысл, первенец Бурисвальда и внук Бранислейфа. В год 785-й родился Радмунд, или Радомысл, младший сын Бурисвальда.
◆ В год 820-й пошли Бурисвальд и Гардмунд к Амастриде, что в Греции, и много зла учинили, и греков в плен взяли, и в Хольмгард и в Киев их привели, так как они знатные мастера и умелые работники ...
◆ В год 822-й пошли Бурисвальд и дети его Гардмунд и Радмунд с сильными дружинами и с воинами из чуди и води, и мери, и русичей на норманнов, на Гунульфа, и много зла им сделали, и вошли в Сигтуну, и сожгли три насада, и многих людей утопили...
◆ В год 824-й опять пошел Бурисвальд на норманнов, на Гунульфа, и женщин, и детей русских вернул из плена...
◆ В год 831-й пошли норманны на Бурисвальда и чуть не убили его, и он успел спастись от этих норманнов на реке Кумани, что в Биармии, и там вскоре умер...
◆ В год 833-й умер князь Бурисвальд, отец Гостомысла и Радомысла, и могила его есть в Биармии, что на острове на реке Кумани. И остались на Руси Словенской дети его, князья Гостомысл и Радомысл, и их семьи, и назвалась эта большая семья семьей Гостомысла, потому что он старейший князь в Словенах и последний князь на Руси.

Далее сообщается о границах Словенской Руси:

◆ После смерти Бурисвальда остались дети его Гостомысл и Радомысл и роды их словенские в пределах Руси Словенской, которая простерлась от Варяжского озера и до Ильменя, и дальше до Биармии, до реки Кумани, и от Ладоги до Белоозера, и это есть границы их...

Из текста видно, что на западе граница Словенской Руси проходила по реке Кумень (Кюмийоки).

Выскажу гипотезу:

Название Бярмия (Bjarmaland/Beormas) - «Медвежья земля» (< bjar ‛медведь’ + финск. maa ‛земля’) является калькой названия Карела (~ фин. karhu ‛медведь’). Возможно, медведь был тотемом карелы или много медведей обитало в этом краю.

В северных регионах России бурые медведи в последнее время так часто стали выходить к людям, что удивить этим местных жителей уже почти невозможно. Участились случаи нападения медведей на человека и домашний скот. Но что побуждает медведей заходить в города и поселки? Почему у косолапых стал притупляться природный страх перед человеком? Одна из причин - мусорные контейнеры, свалки с пищевыми отходами, стоящие на окраинах городов и поселков. Раньше медведи выходили к деревням только в голодные годы. Дело тут еще и в том, что в последнее время на медведей стали меньше охотиться.

Так было и в древности. Медведи приходили к стоянкам людей на запах пищи, убивали и уносили домашний скот.

Во многих языках слово медведь происходит от глаголов со значеием ‛нести, брать, держать’.

⇨ Фин. karhu ‛медведь, нести, бык’, эст. karu, karus, юж.-эст. kahr, karh, ижор. karhu, карел. kar(a)hu, селькупск. ӄорӷ, ӄорӄы, бакск. hartz, тамил. கரடி [karaṭi], малаялам കരടി [karaṭi], перс. خرس [xers], курд. hirç, тадж. хирс, хауса kai, вьет. gấu, бурят. гyрооhэн, монг. үүрэх ‛медведь’, (с потерей начального согласного) ит. orso, лат. ursa, ursus, рум. urs, валл. arth, греч. άρκος, ἄρκτος, арм. արջ [arj], алб. ari, санскр. ऋक्ष [ṛ́kṣa], тур., азер. ayi, каз., тат. аю, узб. ayiq ‛медведь’.

Англ. carry ‛нести’, хетт. harzi ‛держать’, бакск. har, hartu ‛брать, взять’, курд. girtin, тадж. гирифтан ‛брать’, арм. կրել [krel], болг. карам ‛носить, нести’, Фин. karhu ‛нести’, суахили -guya ‛держать, схватывать, хватать’. Маратхи चोर [Cōra], бенг. চোর [Cōra], непал चोर [Cōra), панджаби ਚੋਰ [Cōra), гуджарати ચોર [Cōra], кхмерск. ចោរ [chao(r)] ‛вор, грабитель’, малайск., индонезийск. curi ‛воровать’, русск. кража.

⇨ Эст. kandma ‛носить, нести, таскать, влачить, медведь’, фин. kantaa ‛медведь, нести, носить, рождать, держать, таскать’, карел. kondii, kontie, чуваш. гондыр, нивх. ӄ'отр ‛медведь’.

⇨ Англ. bear, исл. bera, норв. bjørn, ст.-норв. björn, датск. bære, нид. beer, ср.-нид. bere, нем. bär, ст.-в.-нем. bero, шв. bära ‛медведь’.

Англ. bear, ст.-англ. beran ‛нести, брать, рождать’, ст.-сакс. beran, ст.-фриз. bera ‛нести, рождать’ ср.-нид. beren ‛рождать’, др.-в.-нем. beran, нем. gebären, ст.-нов. bera, готск. baíra ‛несу’, bairan ‛нести, рождать’, ирл. biru ‛несу’, зенд. bar ‛нести’, курд. birin ‛уносить’, др.-инд. bhṛ ‛нести, несущий’, bhara, bharas ‛несущий’, чуваш. бырйыны ‛выбрать, выбирать’, др.-инд. bhárati, bíbharti, bibhárti ‛несет, приносит, ведет, отнимает’, авест. baraiti ‛несет’, арм. berem ‛несет’, алб. bie ‛веду, приношу’, mbar ‛носить, нести’, лат. fero ‛беру, носить, рожать, уносить, похищать, грабить’, греч. φέρω «нести, уносить; похищать, грабить», др.-греч. φώρ, φωρός ‛вор’, татар. бур ‛вор’, казах. ұры ‛вор’, арм. բռնել bṙnel ‛держать, поймать, ловить, подходить, подойти’, лит. beriù, bėriaũ, ber̃ti ‛сыпать’, лтш. beŕu, bẽrt ‛сыпать’. Вьет. bế ‛нести’. Др.-инд. bhṛtíṣ ‛несение, содержание, вознаграждение’, лат. fors ‛случай’, ирл. brith ‛рождение’, гот. baurÞei, нем. Bürde ‛ноша’, Geburt ‛рождение’. Русск. беру́, брать, укр. беру́, бра́ти, ст.-слав. берѫ, бьрати, болг. бера́, сербохорв. бе̏ре̑м, бра̏ти, словен. bérem, bráti, чеш. beru, bráti, польск. biorę, brać, в.-луж. bjeru, brać, н.-луж. bjeru, braś ‛брать’. Руск. бремя, беремя ‛ноша’.

⇨ Латыш. lācis ‛медведь, тюлень, нести’, лит. lokys ‛медведь’. Латыш. lasīt ‛брать’.

© TrueView

славяне, Русь Словенская, Бьярмия

Previous post Next post
Up