Сочинения Ю. П. Миролюбова вышли в свет в Мюнхене в 1974-1984 годах, в девяти томах, уже после смерти автора (в 1970 году). Первые три тома содержат рассказы, стихи и этнографические зарисовки обрядов и религиозных праздников в русской деревне. Остальные тома - работы Миролюбова, посвященные «праистории» славян и религии древних «русов».
В большинстве случаев, рассказывая историю древних славян или реконструируя древнеславянскую мифологию, Миролюбив ссылается не на Велесову книгу, а на совершенно иные источники. Сведения о языческом пантеоне он получил якобы не только «в народе», но и от «старой Прабки Варвары, то есть от няни, воспитательницы отца» (т. 6, с. 13). Именно Прабка Варвара поименно вспоминает все языческие божества: «Огника, Огнебога, Индру, Сему и Ряглу, Дажба» и «всех Сварожичей» (т. 3, с. 51). Миролюбов специально подчеркивает «Мы не делаем никаких ссылок, потому что все эти объяснения слышали от Прабы Варвары, которая - одна - стоила целого факультета истории и фольклора» (т. 3, с. 65). Сведения о праистории славян-русичей Миролюбов почерпнул от другой старушки, обитавшей у них «на летней кухне» в 1913 году, - Захарихи.
Таким образом, реконструкция славянской истории и мифологии основана у Миролюбова на рассказах двух старушек да на наблюдениях за обычаями жителей трех сел - Юрьевки, Антоновки и Анновки.
Академик Рыбаков пишет: «Но почему же Миролюбов столь ценный для его темы материал по истории русов и их религии предпочитает черпать из иных источников - рассказов Прабы Варвары, конюха Михаилы и Захарихи, «большая часть сказов» которой «представляет собой описание войн, нашествий и случаев из скотоводческого периода жизни славяно-русов», как подчеркивает он позднее (т. 9, с. 123)? Ведь все эти темы раскрываются и в ВК. ...Пересказывая легенду о Богумире (Миролюбов рассматривает ее как легенду, не более), он противопоставляет ВК и «сказы» Захарихи, причем оказывается, что Захариха точнее воспроизводит древний арийский миф, чем ВК (т. 7, с. 78)»
[1].
⇨ До недавнего времени я не читал «Сказы Захарихи» и полагал, что это пересказ Миролюбовым Велесовой книги. Сейчас же могу сказать - эти «Сказы» содержат более полную уникальную информацию о войнах русов, Скифской войне, чем ВК. В сказах есть информация, которая отсутствует в ВК, но присутствует в Будинском изборнике (БИ). Уже это заставляет задуматься о подлинности сведений, содержащихся в этом источнике.
Таков, например, сюжет о князе Добряне.
⇨ Как сообщается в БИ, «Царь антов Драгобуж, который прозывался в роде своем как Бож, является первенцем Добродана и правнуком Антия, и род его - это росомоны, они же роксоланы, так их называли греки, а еще они бужане и живут у реки Буга, оттуда и произошло имя Бож». Добродан (Добрян) родился в 256 г. н.э.
⇨ В «Сказах Захарихи» Добряну посвящена целая глава «Сказание про грека Мутрю-царя»:
В степях вольных жили Деды наши и Прадеды, а ещё раньше - Щуры с Пращурами. И строили они себе хаты из самана - кирпичей глиняных, на Солнце высушеных, либо плели загородку из хвороста и лозы, глиной обмазывали, а крышу очеретом крыли, как мы и сейчас делаем. И жили в хатах тех, землю раяли, пашницу сеяли, разводили коров и овец и пасли их на травах. А Овсени приходили (праздники новолетия, отмечались в дни осеннего равноденствия) Грек приезжал. Грек приезжал - пашницу брал, пашницу брал - серебро давал, ножи, ложки, горшки всякие и миски. Вот приехал как-то Грек и сказал, что не приедет больше на Овсени, потому как Мутря-царь не велит Грекам к Русам ходить и пашницу за серебро брать. Закончил Торги Грек крамарь и уехал к себе за море, там, где на берегу царь Мутря живёт и Грекам к Щурам ходить запрещает. Скоро не стало у Русов ни соли, ни серебра, ножи, какие были, поломались, горшки побились. Осерчали тогда Деды и Прадеды и решили: раз не велит Мутря торговать, сами у Греков возьмём, что надо! Собрались и пошли войной на Мутрю-царя. Дошли до самого моря, стали бить Греков, города их палить, дома валить, серебро-золото забирать. И стал тогда просить Мутря-царь мира с Пращурами, чтоб в союзе с ними против других врагов ходить-воевать, а Греки за то, как прежде, будут с Русами торг вести. И держал слово Мутря-царь, и десять лет мирно с Дедами жил и торг с ними держал - давал серебро-злато за коров, коней, кожи, сало и за пашницу. Да началась в греческом царстве война, стали Греки меж собою биться. И позвал тогда Мутря-царь Дедов наших на подмогу. Пришли Деды, врагов побили, царя Мутрю оберегли. И в благодарность им отпустил Мутря-царь слуг своих из людей русских, дал им волю вольную, чтоб отправлялись домой. И ещё дал Мутря Дедам броню крепкую, железную, кованую и повёл их за синий Дунай против Волохов. И взяли они много добра, золота и вернулись домой со славою. И сказал тогда царь Русов Добрян: «Имеем мы теперь сброю тяжёлую, крепкую и сами можем идти против Волохов и добро их себе забирать»! И пошли Деды сами на Волоха, да не одолели, полегли тысячами и еле унесли ноги с Дуная. И нарекали люди на Добряна-царя, что из-за жадности посрамил он землю свою. И опять помирились Деды с Мутрей-царем.
В этом сюжете рассказывается о Скифской войне с волохами - таким именем в древности называли римлян.
Скифская война III века (также Готская война, ок. 238-271 гг.) - войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мёзию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. Война получила название Скифской из-за греков, которые традиционно именовали скифами всех варваров, населявших северные берега Чёрного моря. Римские историки использовали название Готская война по имени наиболее сильного племени в варварской коалиции. Кроме готов в набегах в том регионе упоминаются также германцы герулы (элуры), гепиды, вандалы (астринги) и тайфалы, дакийцы, карпы и племена неясной этнической принадлежности: певки (бастарны), бораны и уругунды. Встречается также такое собирательное название варваров как меотийцы.
⇨ По БИ Добродан - сын Славена (Славия). В «Сказах» ему посвящена глава «Сказание про Златовень-царя» (Славен-царя?) Славен - сокращение от Златовен (золотой) - слово присутствует в ВК:
В древние часы был на Руси Златовень-царь. Был он сердцем добрый и своих людей жалел, и ежели нападали какие чужие племена на Русов, то Златовень-царь говорил, что лепше отойти дальше от той земли, чем за неё биться и оставлять жён вдовами, а детей сиротами. Старые люди любили царя, а молодые на него злобились и думали, что царь врагов боится и им потакает во всём. И вот пришли Годяки (готы) и стали на Русь нападать. Это Греки Годяк подкупили, потому как близилось время осенних Торгов, и Греки знали, что ежели Годяки Русов побьют, то не токмо скотину, отобранную за полцены продадут, а и много русских людей пригонят в отрочество. Послал Златовень-царь гонцов к Ярусланам за помощью. Те налетели, порубили Годяк на сечку дробную и отогнали аж до Синего моря. И минуло с тех пор двадцать лет. И за те двадцать лет Русь усилилась и размножилась. И поняли тогда все, отчего царь-Златовень хотел долгого мира, теперь Русь была в пять раз сильнее прежнего и имела много детей. И стала бы она ещё сильнее, да все степные народы шли войной против Волоха, и Русь Златовеньская с ними тоже пошла. Доходили они до моря Синего, стругали чайки, садились в них и плыли против Ромов и Волохов. А как били они Волохов в тот раз! Прошли мечом всю Волошину и освободили многих рабов. Да потом стали гибнуть воины от Чёрного Мора Греческого, и много их умерло, и мало домой вернулось. Посмотрел на них Златовень-царь, покачал головой тяжко и сказал: «Ослабили Русь Мор и война, надо много детей завести»! И велел он каждому мужу взять себе десять жён. И вскоре опять усилилась Русь. И теперь всякий раз, когда мужи шли на войну, жёны, деды и дети уходили дальше к полуночи и дожидались своих мужей, бывало, и по три года! А война та как началась, так и шла почти беспрестанно, и тянулась долго-предолго - больше ста лет. И в той войне Оставуры сгинули, и Годяки, и Гуны, и многие другие племена и народы.
Императору Клавдию принадлежит слава победителя в Готской войне. Основные источники по войне Клавдия с готами и их союзниками - Зосима и Требеллий Поллион. В очередном самом масштабном нашествии варваров на Балканские владения Римской империи в 269 году участвовали следующие племена: «певки [Peuci], грутунги [Grutungi], австроготы [Austrogoti], тервинги [Teruingi], визы [Visi], гипеды [Gipedes], а также кельты [Celtae] и эрулы [Eruli].» Зосима последовательно излагает ход нашествия. Собравшись в устье Днестра, 320 тысяч варваров на 6 тысяч кораблях подошли по Чёрному морю к укреплённому городу Томы (в Добрудже, южнее устья Дуная). После неудачной попытки захвата города, варвары спустились ещё южнее и были отражены от Марцианополя, который безуспешно пытались захватить ещё 20 лет назад. Не задерживаясь, варварское войско с попутным ветром прибыло к Босфору, где в результате сильного течения многие корабли столкнулись в проливе и утонули вместе с экипажами. В Мраморном море варвары атаковали Кизик, но опять без успеха. После этого они вышли в Средиземное море и пристали к берегу у горы Афон. Оттуда варвары организовали правильную осаду с применением осадной техники городов Фессалоники и Кассандрии. Узнав о приближении Клавдия, готы ушли через Македонию в сторону Дуная, но в Пелагонии столкнулись с римской далматской конницей и потеряли 3 тысячи человек.
Вскоре произошло сражение основных сил при Наиссе (совр. Ниш в Сербии). Римляне после упорного боя притворным отступлением заманили противника в засаду, где истребили более 50 тысяч варваров. Оставшиеся в живых отступили в сторону Македонии, окружая себя повозками. Римская кавалерия продолжила преследование, загоняя варваров в горы Гема, где многие из них погибли от голода. В одном из боёв готы тем не менее нанесли чувствительное поражение римской пехоте.
Другой части варваров удалось вырваться на кораблях. Они продолжили поход, огибая побережье Фессалии и Греции. Не имея более сил для осады укреплённых городов, готы разоряли сельскую местность, угоняя всех найденных людей. Они достигли островов Родоса и Крита, однако не смогли захватить там добычи. Домой они решили вернуться через Македонию и Фракию, где были застигнуты эпидемией чумы. Все оставшиеся в живых были либо зачислены в римские легионы, либо наделены землёй и стали крестьянами.
Клавдий так провозгласил свою победу: «Мы уничтожили триста двадцать тысяч готов, потопили две тысячи судов. Реки покрыты их щитами, все берега завалены их палашами и короткими копьями. Не видно полей, скрытых под их костями, нет проезжего пути, покинут огромный обоз. Мы захватили в плен такое количество женщин, что каждый воин-победитель может взять себе по две и три женщины.» Эпидемия чумы коснулась и победителей. От болезни в начале 270 года скончался император Клавдий, получивший от сената за свои победы титул Готский.
⇨ В «Сказах Захарихи» войско русов Златовень-царя гибнет на войне и от Мора («...Ослабили Русь Мор и война»). В традиционной версии войско скифов (готов) гибнет, застигнутое чумой.
В «Сказах» читаем: «Тем часом примчались гонцы с Днепра и сказали, что Хоропы (карпы) уже на Дунай идут. И решили князья степные весь скот и возы с семьями отправить к Городечням, а дружинам идти до Карпат-горы. Так началась Великая война, и растянулась она аж на сто лет! И за те сто лет люди умирали, новые рождались и тоже гибли, и до правнуков война шла та злая. И сгинуло в ней много людей, и Хорсунъ (Херсонес) с Олявой (Ольвией) сгорели, а Щуры пошли за синий Дунай и далеко в Волоках воевали».
О́львия (др.-греч. Ὀλβία - счастливая, богатая) - античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района Николаевской области, Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. - первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами, численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек. В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот. Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион. В 55 году до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой. Со временем государство возобновило своё существование, но на значительно меньшей территории. В 198 году н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи. Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е годы IV века н. э.
В первой половине III в. Херсонес Таврический переживает политический и экономический упадок: более не упоминаются в эпиграфике такие органы законодательной власти, как Совет и Народное собрание. Монеты город перестает чеканить в эпоху правления Александра Севера (222-235 гг.). В Херсонесе обнаружен целый ряд археологических комплексов первой половины III в., свидетельствующих о разрушениях и пожарах на территории городища. Разрушения в цитадели Херсонеса датированы концом первой четверти III в. или чуть позднее. В это же время Ольвия и Тира навсегда прекращают монетную чеканку.
© TrueView