Начало!
Савма́к (греч. Σαύμακος) - представитель скифской знати, организатор и руководитель государственного переворота в Боспорском государстве в 108-107 годах до н. э. Претендуя на боспорский престол, поддержанный местными скифами, Савмак собственноручно убил царя Перисада V, последнего представителя династии Спартокидов, и захватил власть. После поражения от понтийского полководца Диофанта был отправлен в Понтийское царство по поручению Митридата VI Евпатора. Вследствие этого Боспорское царство было подчинено власти понтийского царя.
Известен в первую очередь по декрету херсонеситов в честь Диофанта. Посвященный Савмаку и связанным с переворотом на Боспоре событиям отрывок сообщает следующее: «…когда же скифы с Савмаком во главе подняли восстание и убили выкормившего их (то есть скифов) боспорского царя Перисада, а против Диофанта составили заговор, он, избежав опасности, сел на отправленный за ним гражданами корабль и, прибыв [к нам] и упросив граждан, [а также] имея ревностное содействие [со стороны] пославшего его царя Митридата Евпатора, в начале весны явился с сухопутным и морским войском, а кроме того взял и отборных из граждан на трёх судах и, отправившись из нашего города, взял Феодосию и Пантикапей, виновников восстания наказал, а Савмака, убийцу царя Перисада, захватив в свои руки, выслал в царство Митридата и [таким образом] восстановил власть царя Митридата Евпатора…».
В 1938 году С. А. Жебелёвым было выдвинуто мнение о том, что Савмак возглавлял «восстание рабов» на Боспоре. В настоящее время превалирует мнение, что Савмак был представителем династии Тавроскифии, которая находилась в союзных отношениях с Боспором, или представителем скифской верхушки, которая присутствовала на территории Боспорского царства со второй половины V века до н. э. Сам переворот трактуется как попытка захвата власти Савмаком и обычно относится к 108-107 годам до н. э.
⇨ «Джагфар Тарихы» («История Джагфара») - по распространенному мнению «фальшивый»
[1] исторический источник, введенный в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Согласно описанию Ф. Нурутдинова, летописный свод Джагфар Тарихы был создан по приказу сеида Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом в 1680 году. В свод были включены летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229-1246 годы) Гази-Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 год) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1229-1246 годы) Мохаммёдьяра Ву-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 год) Иш-Мохаммеда и многие другие.
Без какой-либо научной экспертизы источник назван «фальшивым». Я же считаю его компиляцией из подлинных источников.
А вот как описывает события с Савмаком «Джагфар Тарихы» (ДТ):
«Чиляр (152-146 гг. до н. э.). Сын Кубана. Был свергнут с престола племенными вождями-тарханами и стал кочевать возле Саксина и Сарычина. Кыпчакский бий Уразман, на сестре которого был женат Чиляр, поддерживал его. Младший сын Чиляра Кельбир (Кылбур, Елаур) ушел с частью своих людей в Кара-Бершуд (Крым) к своему дяде Уразману, где стал самостоятельно править Сакланом (степи Украины и Предкавказья).
Алан (140-107 гг. до н. э.). Внук Кубана, сын Сувар-Маджи, Тархан. Оттесненный от власти другими родственниками, заключил союз с Кельбиром, по которому Кельбир помог Алану в 140 г. до н. э. стать царем Иделя, а Алан объявил Кельбира и его потомков тарханами (автономными правителями) Саклана. Кельбир женился на дочери Алана Узбике. Во время свадьбы на берегу реки Кубан на пирующих неожиданно напало войско Бершуда (Боспорское царство) во главе с Тама-Диу (Дио-фанта) и захватило в плен малолетнего сына Алана Сакмара или Саумака («Савмак» римско-греческих источников). Из-за этого разразилась война между Иделем и Бершудом. В этой войне булгарские войска возглавлял вначале Кельбир, а затем - Балак (сын Кельбира и Узбики). Сын Уразмана Таш-Баш поддерживал их. В конце концов бершудцы были разбиты, а Саумак - освобожден. Но тут царь Дарбазана (Понтийское царство, Трапезунд) пришел на помощь бершудцам и при поддержке того же Тама-Диу вновь пленил Саумака (в 107 г. до н. э. по данным римско-греческих источников). Узнав об этом, Алан умер от расстройства. А Саумак умер в заточении в Дарбазане. Его тело было выкуплено за большое количество золота и серебра и погребено на родине, на берегу реки Сакмак или Сакмар (Сакмара). Алан - основатель Аланской династии.»
Сакмар-Савмак. Сакма́ра - река в России. Протекает через территории Башкортостана (348 км) и Оренбургской области (412 км). Впадает в реку Урал в 327 км от её устья на границе города Оренбурга и Оренбургского района. Берёт начало на склонах хребта Уралтау, течёт на юг в широкой горной долине, огибая Зилаирское плато, прорывается в глубоком ущелье и поворачивает на запад. Является довольно полноводной рекой. Течение быстрое, ближе к Оренбургу более спокойное. В «Книге Большому Чертежу» (1627) река называлась Сакмар. В эпосе «Урал-батыр», сын Шульгена и Айхылу был Сакмаром. Шульганташ и озеро Шульген образованы рекой Шульген.
◆ Балак-Палак (Παλακος) - cкифский царь, сын царя Скилура. Имя Палак упоминается в декрете жителей Херсонеса в честь Диофанта. Палак правил Крымской Скифией со столицей в Палакии (Неаполь Скифский). Палак воевал с Херсонесом и в 107 г. до н.э. был убит в сражении с полководцем Митридата VI Диофантом. Палак - сын Кыл(б)ура-Скилура. Достаточно созвучно.
◆ Кельбир-Кылбур-Скилур - царь Малой Скифии. Скилур основал в Крыму столичный город Палакий (Неаполь Скифский). По преданию, он оставил после себя 80 детей. Скилур скончался незадолго до начала войны скифов против полководца Понтийского царства Диофанта в 113 г. до н.э. После смерти Скилура власть в Малой Скифии перешла к его старшему сыну Палаку. В 40-х годах прошлого века в некрополе Неаполя Скифского была обнаружена каменная гробница, в которой, предположительно, находился прах Скилура.
◆ Тама-Диу-Диофант (др.-греч. Διόφαντος), сын Асклепиодора - полководец понтийского царя Митридата VI Евпатора. В 110-109 до н. э. дважды посылался с войсками в Крым и успешно отразил натиск скифов и их союзников (среди которых были и роксоланы), стремившихся под предводительством Палака, сына Скилура, захватить Херсонес. Весной 107 до н. э. совершил 3-й поход из Понта в Крым для подавления восстания на Боспоре, овладел восточным Крымом и разгромил повстанцев.
◆ Таш-Баш-Тасий (Τάσιος) - сын Уразмана, предводитель ревксиналов от авест. tašya «сильный, неистовый; строгий, суровый; голый, нагой (starker)»). Дословно в переводе с татарского имя Таш-Баш означает «Лысая голова» (< таз «шелудивый, плешивый, паршивый» + баш «голова»). Казах. таз «парша, плешь; паршивый, плешивый», тазша «плешивый, лысый», тур. daz «лысый, плешивый».
⇨ В 2013-2014 годах был опубликован новый и неизвестный источник - Будинский изборник IX-XIVвв.: «Арамейская библия» и «Аскольдова летопись» (БИ). История обретения изложена на
стр.5 Самой значительной находкой Н.А. Кучанского, археографа-любителя и историка, был Будинский изборник, отрывки которого Николай Алексеевич нашел в 1928-1929 гг. в архивохранилищах Чернигова, Винницы и Киева, где он работал как архивист в местных монастырях и церквах и скопировал некоторые тексты для себя в тетради. Он мечтал на основе этих выписок восстановить историю дорюриковской Руси в первоначальном виде, так как знал, что история Руси-Украины позднее была искажена. Эта реконструкция велась им в течение 1930-го и последующих лет благодаря полученной им в подарок от болгарина Андрея Велчева копии Будинского изборника, сделанного его отцом, Георгием, в 1897 г. в Киево-Печерской лавре. В феврале 1930 г. А. Велчев послал эту копию Н.А. Кучанскому из Болгарии в г. Винницу в подарок, и тот ее благополучно получил.
До сих пор на появление «Будинского изборника» нет никакой реакции со стороны профессиональных ученых. Пока в вакхическом иступлении его еще не обозвали фальшивкой, но и полностью игнорируют, словно не существует.
По БИ царица Амага (род. 153г. до н.э.) - дочь царя сарматов Ванния. Как сообщается: «Царь же Скилур Тавроскифский и сын его Палак с младшими братьями воевали с царем сарматов Ваннием и дочерью его Амагой - царицей, которая пришла со многими сарматами в год 105-й до РХ в Тавроскифию, так как пожелала получать дань от Скилура и детей его, и разорила Неаполис, и много зла учинила в этом городе».
Ваны (др.-сканд. Vanir) - группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они значительно древнее и мудрее асов, с которыми то враждуют, то заключают союз. Ваны обитают в своей стране - Ванахейме, которая, согласно Саге об Инглингах, располагалась в Северном Причерноморье к западу от реки Ванаквисль (Дон).
В первые годы от сотворения мира ваны, видимо, послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, асы начали войну против ванов.
В войско метнул
Один копьё,
это тоже свершилось
в дни первой войны;
рухнули стены
крепости асов,
ваны в битве
врагов побеждали.
«Прорицание Вёльвы», строфа 24
Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд - поселились в Асгарде, а асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру отрубили голову и сделали из нее амулет.
Славист 19 века П. Шафарик сближал имя ванов с этнонимом венеды, (фин. venelainen «русские»), а также топонимом Вантит. В эпоху германских миграций территорию Ванахейма населял славянский народ антов.
А оказались ваны изначально сарматами и названы по имени царя своего Ванния!
⇨ В традиционной истории имя отца предводителей ревксиналов Тасия неизвестно. Но его знают «Будинский изборник» и «Джагфар Тарихы»:
◆ По ДТ его зовут Уразман. Это мужское имя татарского происхождения; в переводе - «обладатель счастья, счастливый, миф. бог счастья» (< татар. ураз «счастье, удача», казах. ырысты «удачный, счастливый»). Диалектальные варианты: Аразман, Арасман, Разман. Др.-греч. ουριος «попутный, благоприятный, благополучный, успешный, счастливый, попутный ветер», ουριζω «вести под попутным ветром, успешно помогать, счастливо руководить». Лат. Urios («посылающий попутный ветер») - эпитет Юпитера.
◆ По БИ отца Тасия (род. 151г. до н.э.) зовут Масар (род. 169 или 179г. до н.э.). Макар - мужское имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Μακάριος («Макариос») - «блаженный, счастливый» (< μακαρια «блаженство, счастье»). В древнегреческой мифологии «Макариос» - один из эпитетов Зевса.
⇨ О́львия (др.-греч. Ὀλβία - счастливая, богатая) - античная греческая колония. Название происходит от др.-греч. ολβιος «счастливый, процветающий, блаженный, славный, великий» (< ολβος «счастье, благоденствие, процветание; богатство, состояние»). Основана выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района Николаевской области, Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. - первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами, численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек. Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду). Ещё в VI веке до н. э. в Ольвии вместе с храмом Зевса появились святилища и теменосы Аполлона Дельфиния и Врача. В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот. Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI-V веках до н. э. тут правили олигархи, в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион.
Зададимся вопросом, а какова вероятность случайного сопадения значений имен? Ничтожно малая!
Предположим, что оба источника фальшивые. Поскольку «Будинский изборник» появился почти на четверть века позже, чем «Джагфар Тарихы», то автор БИ должен был заимствовать в ДТ идею имени отца Тасия.
А поступил бы так потенциальный фальсификатор, зная, что ДТ крайне токсичный источник?
Данная находка может свидетельствовать только об одном - о подлинности обоих источников.
------------------
⇨ P.s.
◆ Колоксай ~ др.-греч. καλος «красивый, прекрасный, благополучный, счастливый, удачный».
◆ Татар. рыскаллы «счастливый; благополучный», фр. réussi «удачно выполненный, удачный; блестящий; успешный; удавшийся». Рай: укр., блр. рай, др.-русск., ст.-слав. раи, болг. рай, сербохорв. ра̑j, род. ра̏jа, словен. ràj, чеш. ráj, слвц., польск., в.-луж., н.-луж. raj. Скорее всего, заимств. из др.-ир., ср. авест. rā́у- «богатство, счастье», др.-инд. rāу-, rās «состояние, сокровище, богатство», rayíṣ «дар, владение», которые родственны лат. rēs «дело, имущество, имущество, состояние, достояние, добро, власть, господство», др.-инд. rā́ti «дает, дарует». Морд. riz «счастье», лит. rõjus «рай». Республика! Ревксиналы?
© TrueView