Боянов гимн. Строка 32

Nov 03, 2019 21:47

Фальшивая рукопись, будто бы имевшаяся в собрании Сулакадзева, значилась в его каталоге «Книгорекъ» как «Бояновы(а) Песнь въ стихахъ выложенная имъ, на Словеновы ходы, на казни, на дары, на грады, на волхвовы обаянія и страхи, на Злогора, умлы и тризны, на баргаментѣ разномъ малыми листками, сшитыми струною. Предревнее сочине. отъ І-го вѣка, или 2-го вѣка» [1].

Разбиение строки 32:



◆ улмы крмiлi мя тодмы поiлi м

◆ перевод: Ульмы (илмо, литва) кормили меня, тодьмы (чудь) поили меня.

• улмы: Древнее название литовцев - Илмо ( греч. ἕλος ‘болотистая низменность, болото’, финск. ala- ‘под-; нижний’, венг. also ‘нижний’, эст. all ‘внизу, ниже, под, снизу’). Как пишет автор «Велесовой книги»: «А Годя сен усiлiсяще тамотва. А Вендестя ослабiщеся сен тако тье до тьва. О се бо Жеменде бяща околы тоя, а та бя Лiтавоа i се назовеще ся Iлмо, одо ны iже рещены Iлмры» [И Готы там усилились. А Венды же ослабились так те до тьва. Тогда Жеменды (жмудь, жемайты) были около тех, и то были Литава и Илмо звали они себя, мы ведь зовем их Илмры (перевод В.Слатина)].

Традиционно считается, что название «Жемайтия» («Žemaitija») происходит от литовского слова žema, что означает ‘низкая, нижняя’. Лит. žemas ‘низкий, низменный’, латышск. zeme, древнепрусск. sama, semme, авестийск. zam, лат. humus ‘земля’, русск. земля, др.-греч. *χαμά ‘земля’, χαμαί ‘на земле, на землю’, χαμηλός ‘низкий, низменный’.

Вяз, или ильм (лат. Úlmus) - род деревьев семейства Вязовые (Ulmaceae). В природе вяз встречается в широколиственных лесах, по берегам рек и озер, редко образуя чистые насаждения. См. р.Вяз; видимо, в значении «вязкое, топкое место».

Другое название Литвы - Литава. Вероятно, происходит из кельтского lut ‘грязь, болото’. Лат. lutum ‛грязь, ил’, limus ‛тина, ил, грязь, нечистота’, финск. lika ‛грязь’, loka ‛грязь; слякоть’, майя luk ‛грязь, ил, тина’, русск. слякоть.

На рубеже нашей эры Париж назывался Lutetia Parisiorium. Это был главный город галльского племени парисиев на Секване (Сене) с главным городом Лутетией (Paris). Предполагают, что первая часть топонима также происходит из кельтского lut «грязь, болото». О парисиях упоминает Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне».

Почему кельтское?

Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине 1 тыс. н. э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев - как считается, балтоязычного народа. Однако, археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не основой формирования указанной культуры [1].

В начале XVI в. пруссы в молодом тогда Герцогстве Пруссия пользовались своими языком, духовной культурой и обладали элементами языческого культа и обрядности. Они устойчиво сохраняли память о  древних событиях в юго-восточной Балтии.

Письменные источники дают ценные данные о периоде образования прусского общества. Уже в 14 веке П. Дюсбург и Николаус фон Ерошин сообщают сведения о прусском первожреце Криве (Criwe), живущем в общепрусском святилище Ромове и почитаемом как римский папа. Вещественный символ Криве - кривая палица, отправляемый им культ связан с огнём и священным дубом в Ромове.

Согласно источникам XVI века (Симон Грюнау, Эрасмус Стелла, Люкас Давид), в начале V в. н. э. готы, пришедшие из Испании в северную Италию и потерпевшие поражение в Ломбардии от войск империи, перебрались оттуда в Вестфалию и затем в Данию. Датский король предложил им для проживания остров, находившийся «в его стране» и называвшийся Кимбрия. Готы вынудили проживавший в Кимбрии род во главе с королями Брутеном и Видевутом покинуть свои земли со своим народом в количестве cорок шесть тысяч человек. Им пришлось плыть на плотах по морю к устью Вислы в Улмиганию, Хайлибо (Калининградский залив). Обнаружив там довольно примитивную культуру без городов и агрикультуры, Видевут учредил у них социальную организацию, светскую власть, и был избран «королём», назвав область Пруссией в честь своего брата Bruteno (Pruteno). Там кимбры построили замки Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос, Галлонс. Готы же, заняв Кимбрию, назвали её Готирландом (ныне Готланд).

Брутен же основал главный прусский культовый центр Ромове и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом (criwo cyrwaito). Та же триада богов была изображена на знамени Видевута и на священном дубе в Ромове (ср. почитание римских близнецов - основателей города в связи с ficus Ruminalis, «дерево Рима»), причём Патолс и Потримпс (Тримпс) составляли божественную пару близнецов, земным воплощением которой были, по-видимому, Видевут и Брутен. У пруссов во многих местах устанавливались столбы с изображением Видевута и Брутена, которые почитались как боги.

В 573 г. Видевут и Брутен решили разделить Брутению между наследниками. Видевут передал своему сыну Литтпо страну Литауэн (Литву), Замо поручил во владение Земланд (территория Калининградского полуострова). Получили части страны и ещё десять сыновей, а также три дочери Видевута. Был выбран новый верховный жрец Брудано. После этого братья совершили ритуальное самосожжение («были призваны богами»).

«Прусская хроника» Симона Грунау так описывает эти события: «Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по Хроне (по Страбону - р. Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив)… и нашли в Ульмигании (Пруссии - прим.U.) неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда -хитрость, а иногда - дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами.

Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров…

В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев - на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») - верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться как бога. В честь него страна была названа Брутенией и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Патримпо и Перкуно особое строение.» Изваяния упомянутых богов, согласно хронике, Брутен и Видевут привезли с собой. Далее, в 523 году «брутены со своим королем Видевутом и Брутеном, своим Криве-Кривайто, пришли в Хонедо (некоторые исследователи считают Хонеду древним наименованием замка Бальга), и там огласил Брутен волю своих богов, призывая жить (пруссов) единым образом, первое: никто, кроме Криве-Кривайто, не может обращаться к богам или приносить с чужбины на родину (иного) бога. Верховными богами являются Патолло, Патримпо, Перкуно, давшие нам землю и людей и дарующие еще (иное достояние). Второе: по их воле наш Криве-Кривайто назван перед нами верховным правителем, и его последователи, когда они появятся, будут нашими любимыми богами и их вайделоты (младшие жрецы) в Рикойто (центральном святилище) будут находиться... Четвертое: все страны и люди, которые нашим богам принесут жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Противящиеся этому должны быть убиты нами огнем и дубиной и мы обретем друзей. Пятое:… верховные владыки передают (свои звания) по наследству,… остальные должны находиться при них…» [2].

После смерти братьев страна их подданных стала называться Видландом или Видумаа. Что касается поморских славян, то в их преданиях упоминался Святой Вит (Свентовит). Он назывался богом богов и был связан с войнами и победами. Славяне воздвигли его статую на острове Рюген. Вид мог быть правителем не только у кимбров, но и у славян.

В культуре полоцко-смоленских кривичей, изученной сравнительно лучше, наряду со славянскими украшениями присутствуют и элементы балтского типа. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских пле­мен. Они занимали не только север Белоруссии, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Кривичи сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии.

Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий, название происходит от имени прародителя славян-кривичей Крива (Κριβιτσηνοι в сочинении византийского императора Х века Константина Багрянородного), по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте. В латышском языке и по сей день русских называют как «криеви» (латыш. krievi, латг. krīvi), а Россию - «Криевия» (латыш. Krievija).

• тодмы: Чудь - собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, ижора, эсты и др.). Впервые о чуди писал готский писатель Иордан (VI век н.э.) в своем труде «О происхождении и деянии гетов». Подчеркивая могущество короля остготов Германариха, которого он выделяет как «благороднейшего из Амалов», Иордан приводит список покоренных «северных племен» (arctoi gentes). Он выписывает тринадцать слов в винительном падеже (часть из них, по-видимому, не склоняется): «Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas». Среди названий: Thiudos «чудь», Vas «весь», Merens «меря», Mordens «мордва».

Адам Бременский так писал о веси (вепсах): «В тех местах обитают аланы, или альбаны, которые на их собственном языке именуются виззами, последние весьма жестокие амброны и рождаются с седыми волосами». Весь ~ нем. weiß ‛белый, седой’, альбаны ~ лат. albus ‛белый, седой’. Амброны - бессмертные. Др.-греч. ἀμβροσία - амброзия, ‛бессмертие’, лат. ambrosius - ‛божественный, бессмертный; умащённый, пахнущий амброзией’.

В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь (вепсы) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год).

Полагаю, что и слово чудь (тодмы) могло означать ‛белый’. Удм. тӧдьы ‛белый’, таити teatea ‛белый’. У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков. На территории расселения удмуртов и коми распространен топоним Шудья.

© TrueView

1. В. И. Кулаков. Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996. с. 39.
2. Источник: Simon Grunau's Preussische Chronik. B. 4. S. 63-64. Цит. по: В. И. Кулаков. Указ. сочин., с. 62-63.

Боянов гимн

Previous post Next post
Up