Криве-Кирвайто

Jan 20, 2017 15:03


Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине 1 тыс. н. э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев - как считается, балтоязычного народа. Однако, археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не ( Read more... )

славяне

Leave a comment

не стоит так доверять ПВЛ redtiger8 February 8 2017, 15:18:46 UTC
скорее всего там записаны личные байки (версии) Нестора, которые развеиваются очень многими параллельными источниками

в отношение вятичей версия ПВЛ кажется неправдоподобной по многим основаниям:

1) вятичи и радимичи не родственны: первые родственны северянам (в т.ч. антропологически и археологически), вторые явные славяне, выходцы с Правобережья Днепра

2) напротив, родственность северян и вятичей (единая Роменско-Борщевская культура, единый антропологический тип и т.д.) предполагает, что вятичи присутствовали в регионе намного дольше славян Правобережья, поскольку северяне и вятичи продолжают Пеньковскую культуру 5 века

3) об этом же говорит и характерный говор вятичей:
- А-канье, общее с сербо-хорватами: бобр = дАбар, день = дАн и т.п.
тоже наюлюдается и в "стародубском северском". Шахматов помещасл А-кающий центр в районе Курщины-Орловщины

- обильное применение частички -то: "сходи-то за хлебом-то!" - типично для македонского и восточно-сербского

по всему выходит, что северяно-вятичи и сербо-хорваты - единая ветвь славян (Пеньковская и Ипатешти культуры), разошедшаяся с территории Буковины или Северной Румынии в разные стороны в начале 5 века

моя версия происхождения вятичей

ven-ta = "лесной" (санскр. vana "лес"). характерные топонимы на Тульщине: Венёвъ (санскр. vanya)/

вентичи - просто "лесная" версия северян (лесостепных)

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 8 2017, 15:56:19 UTC
Веники?

Ваны (др.-сканд. Vanir) - группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они значительно древнее и мудрее асов, с которыми то враждуют, то заключают союз. Ваны обитают в своей стране - Ванахейме, которая, согласно Саге об Инглингах, располагалась в Северном Причерноморье к западу от реки Ванаквисль (Дон).

Ванаквисль (Дон) < санскр. vāṇī ‛тростник, камыш’, veṇu ‛бамбук, тростник, камыш’. Русск. веник, лат. vieo ‛плести, сплетать, вить’, нем. binden ‛связать, связывать (вместе)’, кит. 编 [biān] ‛плести, сплетать’.

http://trueview.livejournal.com/151424.html

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ redtiger8 February 8 2017, 16:02:56 UTC
там еще характерно

орё(-лъ) = arya
Венё(-въ) = vanya
мотышьё (моты-ха / моты-ль как кома-ха) = matsya

типичное вот это -ё/-ya

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ goutsoullac February 8 2017, 17:40:39 UTC
Если предположить происхождение теонима «ваны» от шумерского *ewen > en «князь, владыка» (ср.: шумер. «ануннаки» - «семья князя» , группа божеств-покровителей, заступников и посредников между землей и небом, а с аккадского времени - боги земли и подземного мира, в то время как «игиги» - «космические боги»), тогда, возможно, «асы» < «ансы» может происходить от шумерского «анзуд» (шумерское имя, истолкованное аккадцами фактами своего языка: «анзу» - «буря, ветер» ~ хетт. huvant "ветер", huves "жить"), названия гигантской божественной птицы - львиноголового орла, которого изгнал Гильгамеш с гнезда дерева богини Инанны-Иштар «хулуппу». Анзуд завладел инсигниями бога-игига ЭнЛиля и таблицами судьбы - «Ме» (ср.: бог-асс Один прибил себя копьем к мировому дереву Иггдрасиль и благодаря этому испытанию получил знание священных рун). Орел Анзуд не просто претендует, а похищает таблички Ме и не у Нинурты, а у самого Энлиля. Причем, предварительно Анзу назначили быть привратником дворцов и храма Энлиля. После похищения табличек, боги созывают совет и просят Нинурту вернуть таблички. Бой идет, но уже без катастрофических разрушений, Нинурта бессилен против Анзу, а Энлиль подсказать не может (у него украли «Ме»). Тогда подсказку дает Энки, тот у кого изначально были все таблички. Нинурта побеждает Анзу и тот становится его трофеем.

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 8 2017, 19:13:13 UTC
Шумерск. an "поднимать". Энси - это городские головы. Тут ena "один" участвует.

Финск. ensi "первый".

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ goutsoullac February 8 2017, 17:38:23 UTC
В германской мифоистории ваны (vinir) враждуют с асами (assr). Асов возглавляет бог-шаман Один, а ванов - Ньйорд. После длительной вражды, в которой ни одна группа не получала победы, они составили перемирье и обменялись заложниками, т.е. составили «договор» (сканд. vinr, др.-верх.-нем. wini, швед. van “друг”, ирланд. fine “великая семья”, anfine “враг”, др.-сканд. ó­vinr “недруг”, латын. uin-dex “поручитель ответчика, заменяющий его перед судом и объявляет себя готовым взять на себе последствия процесса», а также санскр. mitra “друг”, авест. miθra “договор”). Соответственно, заложники-ваны Ньйорд и Фрейр становятся ассами, а заложники-асы Хьйонир и Мимир - ванами.
В интерпретации К.М. Виллигута-Вейстхора, «асы» и «ваны» - это классы богов: Asen - “воздуха” и Wanen - “воды”. М. Серрано наоборот, отождествляет германский цикл об асах и ванах с преданиями о ведических божественных близнецах Ашвинах, тождественных аналогичной греческой паре (Кастор и Поллукс), между которыми составляется также определенный договор - часть своего бессмертия бессмертный брат-близнец отдал своему смертному брату .
Большинство исследователей также согласно с тем, что в этом мифе отображена борьба пришлых «индогерманских» племен с носителями мегалитической земледельческой культуры Европы, простянувшейся от Кавказа до Атлантики.
Тот факт, что в «Саге об Инглингах» указывается, что асы жили на восток от Дона (Танаквисля или Ванаквисля), а их главные соперники ваны - возле устья этой же реки Ванаксвиль (а их страна называлась Ванахейм), дает основание предположить, что термин «ваны» является определением наследственности от ewan > «эн» - князей шумеров, святилище которых - «Каменная могила» - существовало в Приазовских степях Украины (по А. Кифишину и Ю. Шилову) . Затем, с приходом сюда индоарийских кочевников, понятие «ваны» как «княжеские, царские» переосмыслилось на уничижительное «ваны» - «жители камышовых зарослей (вдоль русла реки)» (< санскр. vāṇī «тростник, камыш», veṇu «бамбук, тростник, камыш»; русск. веник, лат. vineo «плести, сплетать, вить», нем. binden «связать, связывать (вместе)», кит. 编 [biān] «плести, сплетать» [Сиргис, Ванаксвиль, Дон // http://trueview.livejournal.com/151424.html], а затем последнее было буквально переведено последующими насельниками этой земли - северными иранцами (сираки, греческое Sirakoi, латинское Siraci) и тюрками («… Хин Керман расположен на реке Шир [Дон], названной так потому, что изобилует ширами - прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан (современный Азов), почти все жители которого - это пограничники и моряки» [Бахши Иман. Джагфар тарих: Отрывок из описания Саксина //http://xacitarxan.narod.ru/saksin.htm ; http://baltavar.narod.ru/Tom3.htm]).

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ goutsoullac February 8 2017, 17:42:35 UTC
Если аналоги асов (assr) известны другим индоевропейцам (индийские асуры, иранские ахуры, славянский Чур), а врагами асур/ахур упоминаются девы/даевы, то ваны известны только германцам (и возможно, кельтам как «фении»).
Но, по нашему мнению, «ваны», «венеды», «венеты» - это определение эпических героев, витязей, которые противостоят не только хтоническим существам, но и частично своим мизерным наследникам (как вот противостоят вырожденцам героические кавказские нарты, скандинавские гауты или финно-эстонские сыновья Калевы). Подобно тому, как, говорит Е. Мелетинский, под именем «готы» в германо-скандинавском эпосе понимают не только исторических готов, но определенное героическое эпическое племя, а эпитет «готский» почти синонимичен «героическому» (как и «нартский»). В таких развитых эпосах, как германский, греческий и индийский готы и бургунды, ахейцы и троянцы, пандавы и кауравы, исчезнувшие как самостоятельные племена и только вошли в качестве одного из компонентов в «этнос» носителей эпоса, - это прежде всего все героические племена древнего героического века, определенный героический образец для будущих поколений. В этой связи важно, что в образах более архаических поэм и преданий чётко обнаруживаются реликтовые черты первопредка или культурного героя .
Как считает украинский индолог С. Наливайко, название Украина может иметь исток от названия Ахураяна (типа Согдиана, Бактраина, Маргиана, Дрангиана, Сузиана), т.е страна ахуров/асуров. Именно таинственная Земля Ахуры один раз упомянута в «Авесте» . «… Похоже, - продолжает С. Наливайко, - что тема асур и девов (и асов и ванов, - О.Г.) отображается и в более близкие к нашим времена - на славянской почве. Имеем в виду отношения между полянами (на санскрт. "pal", "palak" обозначает «защитник», «воин», «охранник», «правитель», «царь») и древлянами (ср.: др.-инд. dhanuh “дерево” и названием группы асур как “данавы”, - О.Г.), полянами и другими восточнославянскими племенами, которые в некоторых летописях четко противопоставлены, как в Индии девы и асуры, брахманы и кшатрии, жрецы и воины. В мифе о царе Яяти самый младший его сын Пуру (санскритское «пуру» тождественно греческому «поли» (много), откуда и «племя», «народ») оказывается самым благородным и противопоставлен своим братьям - также родоначальникам племен. Пуру, хотя он и самый младший, против традиции стал царем, потому что единственный на просьбу отца отдал ему свою молодость. А поляне, в противоположность древлянам, кривичам или дреговичам, имеют мирный и ласковый характер и брачный обычай, не похищают себе жен на бесовских игрищах, почитают отцов и обычаи предков. Особенно в этом аспекте показательны отношения полян и древлян, где последние имеют «асурские» черты. Поэтому, исходя из сказанного о легендарном царе Куру (родоначальнике Кауравов, - О.Г.), о племени Куру, упомянутом в «Ригведе», которое, кстати, имеет написание «криаи», обращают внимание украинские факты. Например, название древлянской столицы Коростень и другие название типа Корост, Коростишев, Корсунь могут быть родственны с индийскими названиями типа Курукшетра («Поле Куру», где произошла восемнадцатидневная битва, описанная в «Махабхарате»), Куруджангала («Сад Куру») и т.д.» .

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ goutsoullac February 8 2017, 17:43:03 UTC
Здесь следует дополнить, что в противостоянии между двумя «фратриями» славян - а именно в летописном предании присутствует брачная коллизия между двумя свадебными группами (фратриями) - сватовстве древлянского князя к полянской княгине доминирует княгиня Ольга (ср.: девушка сама избирала себе мужа, почему и индийское название обряда сватовства в «Рамаяне» названо «сваямвара», т.е. «самоизбор», «самовзятие»; также вспомним коллизии сватовства-войны персидского царя Кира Великого к царице массагетов, в котором он и погиб), которая в конце устанавливает на Руси «уставы и уроки» и избирает себе небесного суженого - Христа.
В ведической традиции индоариев под именем Апала («незащищенная») присутствует богиня Шри-Лакшми, верная спутница бога-героя Индры. Она достигает благосклонности («договора») от буйного героя, принеся ему в дар сому - божественный напиток, который он попробывал из её губ (инд. soma = иран. haoma = др.-слав. *сhъmеlь). Также в кельтской традиции может получить власть («договор с общиной») только тот, кто получит в дар «пиво из Кулы», т.е. благословение (dergflaith “красный эль / влада”), как его получил от дочери короля Конана из Кулы волшебницы Медб (кимвр. meddw “напиток”, англ. mead “мёд”) Летдерг («Полукрасной») её муж - верховный король Конхобар (ср. с бритским мотивом Гвиневры и короля Артура; также царский трон с крыльями получает Триптолем от богини урожая Деметры).
В контексте отношения дарительницы силы (сомы) как благодати (харизмы) Шри-Лакшми-Апалы к буйному кшатрийскому богу Индре возможна интерпретация, согласно которой сюжет отобразил «праиндоарийскую» религиозную реформацию, а именно: отдача преимущества военному сословию с его тайными мужскими союзами впротивовес жреческому сословию с его идеологией о Золотом веке и власти мудрого сакрального правителя, что, в конце концов, по мнению В. Матвеева , отразилось в непримиримое противостояние двух классов божеств когда-то единого «праиндоиранского» пантеона - девов и асур, богов и титанов, ванов и асов, что неизменно отображается и в их земной параллели - борьбе пандавов и кауравов, ахейцев и троянцев, племен богини Дану и фоморов, антов и готов, полян и древлян.

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 8 2017, 19:07:30 UTC
Vistla = Vistula. Вистуем?

Происходит от англ. whist «вист», далее из whisk «метёлка», далее из прагерм. формы *wisk- «взмах».

whisk - метёл(оч)ка, веничек (для уборки), мутовка, быстрое движение; взмах.

Висла - единственная в Польше неурегулированная река. Ее русло виляет, как синусоида. Скорость течения 5км/год.

Виляет, но не быстрая. Tiras (Днестр) в переводе - Быстрая река. А его скорость течения 2-2,5 м/с.

Dutch wiggelen - извиваться.

Вихлять.

Укр. виляти, вильнути; махати, махнути, крутити, крутнути, молоти, мельнути, метляти - "вилять".

Т. е. метелка по делу.

Нид. kwispelen, норв. vispe - вилять

Англ. weasel "вилять, юлить".

Old English weosule , wesle ; related to Old Norse visla , Old High German wisula , Middle Dutch wesel

Old Norse visla "вилять". И это точка!!! Сюда же ВЕСЛО

Пол. Wisła; нем. Weichsel (Middle Dutch wesel)
Название было впервые зарегистрировано Плинием в 77 г. от Р. Х. в его естественной истории. Он использует Висла (4.52, 4.89) с другим вариантом написания, Vistillus (3.06).

Old High German wisula.

Reply

(The comment has been removed)

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 9 2017, 09:30:06 UTC
Ничего я вашего не подтвердил. Вихрь и вилять несколько разные значения.

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ redtiger8 February 9 2017, 10:20:14 UTC
почему же разные, если вихнуть? свихнуть? вывих?

фактически,
ви-хорь = вы-кривъ / искривление

по-украински кстати "искривить" - так и будет викривити
искривление = викривлення

имеется в виду, что река (Висла) - искривленная, крученная: то она на восток загнется, то на запад, то обратно на восток

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 9 2017, 10:27:19 UTC
Точнее будет - ВИСЕТЬ, СВИСАТь для ВИСЛЫ

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ trueview February 8 2017, 19:09:55 UTC
Во главе ахейского общества стояли цари («ванака»). ANA - поднимать. У одних с придыханием - ХАН, у других с протезой - ВАНЫ.

Ахейцы = архаики "древние".

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ goutsoullac February 8 2017, 17:21:14 UTC
1) речь идет о политическо-религиозном единстве: в какой-то момент вятичи и радимичи образовали племенной союз, чтобы вместе спасаться "от ляхов".

2) не отрицаю, но это предыдущий этап племенного союза предков вятичей и северян.

3) но Акания НЕТ на исконной территории сербо-хорватов - Подкарпатье (украинском и польском) - это пиобретенный признак от РАЗНЫХ субстратов: у вятичей - балтского, у сербо-хорватов - иллирийского; частичка -то - это след тюркского постартыкля, ставшего у славян признаком "учтивости" (возможно, со времени подчинения аварам).

Было бы понятно, если бы это было наследием севернопричерноморской Индоарики. Но на Правобережье Украины, в таврике, в Буковине и Подкарпатье его нет.

Reply

Re: не стоит так доверять ПВЛ redtiger8 February 8 2017, 18:32:59 UTC
ошибаетесь, А-кание есть в украинском Прикарпатье (территории белых хорватов):

например, галицкие фамилии очень характерны: Бунакъ, Фролякъ, Маринчакъ и т.п.,

что резко отлично от волынских фамилий на -укъ: Кравчукъ, Марчукъ, Медведчукъ и т.п.

кроме того, население Галичины обновилось после нашествия Пражско-Корчакских и Лука-Райковецких славян (после ухода сербохорватов и северяно-вятичей в Дакию и далее по направлениям)

по поводу "предыдущего этапа" - не может быть, потому что:
1) нахождение вятичей среди северян с 5 в. (Пеньковская, Волынцевская, Роменско-Борщевская культуры) делает невозможным их пребывание в около-Польше в 8-9 в.,

2) вятичи были не просто "в союзе" с северянами, они одинаковой расы: узкие вытянутые черепа, что резко отлично от правобережных "круглоголовых" славян Лука-Райковецкой культуры,

3) очень характерна оппозиция вятичей Киевскому государству и нежеланию в него интегрироваться вплоть до 12-13 вв.: очевидно была некая вражда между славянами сербо-хорватского и западного типов. а древнерусский язык был именно западным (его наследники украинский и беларусский, как более близкие польскому)

3а) это же подтверждается уходом современного русского языка в сторону расхождения с древнерусским (прото-укро-беларусским), после того, как вятичи стали доминировать в Московском государстве. южно-славянизмы русского известны: например "или" вместо "або", "но" вместо "але", "зажить" вместо "загоити" и т.п.

Reply


Leave a comment

Up