Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине 1 тыс. н. э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев - как считается, балтоязычного народа. Однако, археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не
(
Read more... )
в отношение вятичей версия ПВЛ кажется неправдоподобной по многим основаниям:
1) вятичи и радимичи не родственны: первые родственны северянам (в т.ч. антропологически и археологически), вторые явные славяне, выходцы с Правобережья Днепра
2) напротив, родственность северян и вятичей (единая Роменско-Борщевская культура, единый антропологический тип и т.д.) предполагает, что вятичи присутствовали в регионе намного дольше славян Правобережья, поскольку северяне и вятичи продолжают Пеньковскую культуру 5 века
3) об этом же говорит и характерный говор вятичей:
- А-канье, общее с сербо-хорватами: бобр = дАбар, день = дАн и т.п.
тоже наюлюдается и в "стародубском северском". Шахматов помещасл А-кающий центр в районе Курщины-Орловщины
- обильное применение частички -то: "сходи-то за хлебом-то!" - типично для македонского и восточно-сербского
по всему выходит, что северяно-вятичи и сербо-хорваты - единая ветвь славян (Пеньковская и Ипатешти культуры), разошедшаяся с территории Буковины или Северной Румынии в разные стороны в начале 5 века
моя версия происхождения вятичей
ven-ta = "лесной" (санскр. vana "лес"). характерные топонимы на Тульщине: Венёвъ (санскр. vanya)/
вентичи - просто "лесная" версия северян (лесостепных)
Reply
Ваны (др.-сканд. Vanir) - группа богов в германо-скандинавской мифологии. Они значительно древнее и мудрее асов, с которыми то враждуют, то заключают союз. Ваны обитают в своей стране - Ванахейме, которая, согласно Саге об Инглингах, располагалась в Северном Причерноморье к западу от реки Ванаквисль (Дон).
Ванаквисль (Дон) < санскр. vāṇī ‛тростник, камыш’, veṇu ‛бамбук, тростник, камыш’. Русск. веник, лат. vieo ‛плести, сплетать, вить’, нем. binden ‛связать, связывать (вместе)’, кит. 编 [biān] ‛плести, сплетать’.
http://trueview.livejournal.com/151424.html
Reply
орё(-лъ) = arya
Венё(-въ) = vanya
мотышьё (моты-ха / моты-ль как кома-ха) = matsya
типичное вот это -ё/-ya
Reply
Reply
Финск. ensi "первый".
Reply
В интерпретации К.М. Виллигута-Вейстхора, «асы» и «ваны» - это классы богов: Asen - “воздуха” и Wanen - “воды”. М. Серрано наоборот, отождествляет германский цикл об асах и ванах с преданиями о ведических божественных близнецах Ашвинах, тождественных аналогичной греческой паре (Кастор и Поллукс), между которыми составляется также определенный договор - часть своего бессмертия бессмертный брат-близнец отдал своему смертному брату .
Большинство исследователей также согласно с тем, что в этом мифе отображена борьба пришлых «индогерманских» племен с носителями мегалитической земледельческой культуры Европы, простянувшейся от Кавказа до Атлантики.
Тот факт, что в «Саге об Инглингах» указывается, что асы жили на восток от Дона (Танаквисля или Ванаквисля), а их главные соперники ваны - возле устья этой же реки Ванаксвиль (а их страна называлась Ванахейм), дает основание предположить, что термин «ваны» является определением наследственности от ewan > «эн» - князей шумеров, святилище которых - «Каменная могила» - существовало в Приазовских степях Украины (по А. Кифишину и Ю. Шилову) . Затем, с приходом сюда индоарийских кочевников, понятие «ваны» как «княжеские, царские» переосмыслилось на уничижительное «ваны» - «жители камышовых зарослей (вдоль русла реки)» (< санскр. vāṇī «тростник, камыш», veṇu «бамбук, тростник, камыш»; русск. веник, лат. vineo «плести, сплетать, вить», нем. binden «связать, связывать (вместе)», кит. 编 [biān] «плести, сплетать» [Сиргис, Ванаксвиль, Дон // http://trueview.livejournal.com/151424.html], а затем последнее было буквально переведено последующими насельниками этой земли - северными иранцами (сираки, греческое Sirakoi, латинское Siraci) и тюрками («… Хин Керман расположен на реке Шир [Дон], названной так потому, что изобилует ширами - прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан (современный Азов), почти все жители которого - это пограничники и моряки» [Бахши Иман. Джагфар тарих: Отрывок из описания Саксина //http://xacitarxan.narod.ru/saksin.htm ; http://baltavar.narod.ru/Tom3.htm]).
Reply
Но, по нашему мнению, «ваны», «венеды», «венеты» - это определение эпических героев, витязей, которые противостоят не только хтоническим существам, но и частично своим мизерным наследникам (как вот противостоят вырожденцам героические кавказские нарты, скандинавские гауты или финно-эстонские сыновья Калевы). Подобно тому, как, говорит Е. Мелетинский, под именем «готы» в германо-скандинавском эпосе понимают не только исторических готов, но определенное героическое эпическое племя, а эпитет «готский» почти синонимичен «героическому» (как и «нартский»). В таких развитых эпосах, как германский, греческий и индийский готы и бургунды, ахейцы и троянцы, пандавы и кауравы, исчезнувшие как самостоятельные племена и только вошли в качестве одного из компонентов в «этнос» носителей эпоса, - это прежде всего все героические племена древнего героического века, определенный героический образец для будущих поколений. В этой связи важно, что в образах более архаических поэм и преданий чётко обнаруживаются реликтовые черты первопредка или культурного героя .
Как считает украинский индолог С. Наливайко, название Украина может иметь исток от названия Ахураяна (типа Согдиана, Бактраина, Маргиана, Дрангиана, Сузиана), т.е страна ахуров/асуров. Именно таинственная Земля Ахуры один раз упомянута в «Авесте» . «… Похоже, - продолжает С. Наливайко, - что тема асур и девов (и асов и ванов, - О.Г.) отображается и в более близкие к нашим времена - на славянской почве. Имеем в виду отношения между полянами (на санскрт. "pal", "palak" обозначает «защитник», «воин», «охранник», «правитель», «царь») и древлянами (ср.: др.-инд. dhanuh “дерево” и названием группы асур как “данавы”, - О.Г.), полянами и другими восточнославянскими племенами, которые в некоторых летописях четко противопоставлены, как в Индии девы и асуры, брахманы и кшатрии, жрецы и воины. В мифе о царе Яяти самый младший его сын Пуру (санскритское «пуру» тождественно греческому «поли» (много), откуда и «племя», «народ») оказывается самым благородным и противопоставлен своим братьям - также родоначальникам племен. Пуру, хотя он и самый младший, против традиции стал царем, потому что единственный на просьбу отца отдал ему свою молодость. А поляне, в противоположность древлянам, кривичам или дреговичам, имеют мирный и ласковый характер и брачный обычай, не похищают себе жен на бесовских игрищах, почитают отцов и обычаи предков. Особенно в этом аспекте показательны отношения полян и древлян, где последние имеют «асурские» черты. Поэтому, исходя из сказанного о легендарном царе Куру (родоначальнике Кауравов, - О.Г.), о племени Куру, упомянутом в «Ригведе», которое, кстати, имеет написание «криаи», обращают внимание украинские факты. Например, название древлянской столицы Коростень и другие название типа Корост, Коростишев, Корсунь могут быть родственны с индийскими названиями типа Курукшетра («Поле Куру», где произошла восемнадцатидневная битва, описанная в «Махабхарате»), Куруджангала («Сад Куру») и т.д.» .
Reply
В ведической традиции индоариев под именем Апала («незащищенная») присутствует богиня Шри-Лакшми, верная спутница бога-героя Индры. Она достигает благосклонности («договора») от буйного героя, принеся ему в дар сому - божественный напиток, который он попробывал из её губ (инд. soma = иран. haoma = др.-слав. *сhъmеlь). Также в кельтской традиции может получить власть («договор с общиной») только тот, кто получит в дар «пиво из Кулы», т.е. благословение (dergflaith “красный эль / влада”), как его получил от дочери короля Конана из Кулы волшебницы Медб (кимвр. meddw “напиток”, англ. mead “мёд”) Летдерг («Полукрасной») её муж - верховный король Конхобар (ср. с бритским мотивом Гвиневры и короля Артура; также царский трон с крыльями получает Триптолем от богини урожая Деметры).
В контексте отношения дарительницы силы (сомы) как благодати (харизмы) Шри-Лакшми-Апалы к буйному кшатрийскому богу Индре возможна интерпретация, согласно которой сюжет отобразил «праиндоарийскую» религиозную реформацию, а именно: отдача преимущества военному сословию с его тайными мужскими союзами впротивовес жреческому сословию с его идеологией о Золотом веке и власти мудрого сакрального правителя, что, в конце концов, по мнению В. Матвеева , отразилось в непримиримое противостояние двух классов божеств когда-то единого «праиндоиранского» пантеона - девов и асур, богов и титанов, ванов и асов, что неизменно отображается и в их земной параллели - борьбе пандавов и кауравов, ахейцев и троянцев, племен богини Дану и фоморов, антов и готов, полян и древлян.
Reply
Происходит от англ. whist «вист», далее из whisk «метёлка», далее из прагерм. формы *wisk- «взмах».
whisk - метёл(оч)ка, веничек (для уборки), мутовка, быстрое движение; взмах.
Висла - единственная в Польше неурегулированная река. Ее русло виляет, как синусоида. Скорость течения 5км/год.
Виляет, но не быстрая. Tiras (Днестр) в переводе - Быстрая река. А его скорость течения 2-2,5 м/с.
Dutch wiggelen - извиваться.
Вихлять.
Укр. виляти, вильнути; махати, махнути, крутити, крутнути, молоти, мельнути, метляти - "вилять".
Т. е. метелка по делу.
Нид. kwispelen, норв. vispe - вилять
Англ. weasel "вилять, юлить".
Old English weosule , wesle ; related to Old Norse visla , Old High German wisula , Middle Dutch wesel
Old Norse visla "вилять". И это точка!!! Сюда же ВЕСЛО
Пол. Wisła; нем. Weichsel (Middle Dutch wesel)
Название было впервые зарегистрировано Плинием в 77 г. от Р. Х. в его естественной истории. Он использует Висла (4.52, 4.89) с другим вариантом написания, Vistillus (3.06).
Old High German wisula.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
фактически,
ви-хорь = вы-кривъ / искривление
по-украински кстати "искривить" - так и будет викривити
искривление = викривлення
имеется в виду, что река (Висла) - искривленная, крученная: то она на восток загнется, то на запад, то обратно на восток
Reply
Reply
Ахейцы = архаики "древние".
Reply
2) не отрицаю, но это предыдущий этап племенного союза предков вятичей и северян.
3) но Акания НЕТ на исконной территории сербо-хорватов - Подкарпатье (украинском и польском) - это пиобретенный признак от РАЗНЫХ субстратов: у вятичей - балтского, у сербо-хорватов - иллирийского; частичка -то - это след тюркского постартыкля, ставшего у славян признаком "учтивости" (возможно, со времени подчинения аварам).
Было бы понятно, если бы это было наследием севернопричерноморской Индоарики. Но на Правобережье Украины, в таврике, в Буковине и Подкарпатье его нет.
Reply
например, галицкие фамилии очень характерны: Бунакъ, Фролякъ, Маринчакъ и т.п.,
что резко отлично от волынских фамилий на -укъ: Кравчукъ, Марчукъ, Медведчукъ и т.п.
кроме того, население Галичины обновилось после нашествия Пражско-Корчакских и Лука-Райковецких славян (после ухода сербохорватов и северяно-вятичей в Дакию и далее по направлениям)
по поводу "предыдущего этапа" - не может быть, потому что:
1) нахождение вятичей среди северян с 5 в. (Пеньковская, Волынцевская, Роменско-Борщевская культуры) делает невозможным их пребывание в около-Польше в 8-9 в.,
2) вятичи были не просто "в союзе" с северянами, они одинаковой расы: узкие вытянутые черепа, что резко отлично от правобережных "круглоголовых" славян Лука-Райковецкой культуры,
3) очень характерна оппозиция вятичей Киевскому государству и нежеланию в него интегрироваться вплоть до 12-13 вв.: очевидно была некая вражда между славянами сербо-хорватского и западного типов. а древнерусский язык был именно западным (его наследники украинский и беларусский, как более близкие польскому)
3а) это же подтверждается уходом современного русского языка в сторону расхождения с древнерусским (прото-укро-беларусским), после того, как вятичи стали доминировать в Московском государстве. южно-славянизмы русского известны: например "или" вместо "або", "но" вместо "але", "зажить" вместо "загоити" и т.п.
Reply
Leave a comment