Криве-Кирвайто

Jan 20, 2017 15:03


Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине 1 тыс. н. э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев - как считается, балтоязычного народа. Однако, археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не основой формирования указанной культуры [1].

В начале XVI в. пруссы в молодом тогда Герцогстве Пруссия пользовались своими языком, духовной культурой и обладали элементами языческого культа и обрядности. Они устойчиво сохраняли память о  древних событиях в юго-восточной Балтии.

Письменные источники дают ценные данные о периоде образования прусского общества. Уже в 14 веке П. Дюсбург и Николаус фон Ерошин сообщают сведения о прусском первожреце Криве (Criwe), живущем в общепрусском святилище Ромове и почитаемом как римский папа. Вещественный символ Криве - кривая палица, отправляемый им культ связан с огнём и священным дубом в Ромове.

Согласно источникам XVI века (Симон Грюнау, Эрасмус Стелла, Люкас Давид), в начале V в. н. э. готы, пришедшие из Испании в северную Италию и потерпевшие поражение в Ломбардии от войск империи, перебрались оттуда в Вестфалию и затем в Данию. Датский король предложил им для проживания остров, находившийся «в его стране» и называвшийся Кимбрия. Готы вынудили проживавший в Кимбрии род во главе с королями Брутеном и Видевутом покинуть свои земли со своим народом в количестве cорок шесть тысяч человек. Им пришлось плыть на плотах по морю к устью Вислы в Улмиганию, Хайлибо (Калининградский залив). Обнаружив там довольно примитивную культуру без городов и агрикультуры, Видевут учредил у них социальную организацию, светскую власть, и был избран «королём», назвав область Пруссией в честь своего брата Bruteno (Pruteno).

Там кимбры построили замки Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос, Галлонс. Готы же, заняв Кимбрию, назвали её Готирландом (ныне Готланд).

Брутен же основал главный прусский культовый центр Ромове и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом (criwo cyrwaito). Та же триада богов была изображена на знамени Видевута и на священном дубе в Ромове (ср. почитание римских близнецов - основателей города в связи с ficus Ruminalis, «дерево Рима»), причём Патолс и Потримпс (Тримпс) составляли божественную пару близнецов, земным воплощением которой были, по-видимому, Видевут и Брутен. У пруссов во многих местах устанавливались столбы с изображением Видевута и Брутена, которые почитались как боги.

В 573 г. Видевут и Брутен решили разделить Брутению между наследниками. Видевут передал своему сыну Литтпо страну Литауэн (Литву), Замо поручил во владение Земланд (территория Калининградского полуострова). Получили части страны и ещё десять сыновей, а также три дочери Видевута. Был выбран новый верховный жрец Брудано. После этого братья совершили ритуальное самосожжение («были призваны богами»).

«Прусская хроника» Симона Грунау так описывает эти события:

«Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по Хроне (по Страбону - р. Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив)… и нашли в Ульмигании (Пруссии - прим.U.) неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда -хитрость, а иногда - дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами.

Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров…

В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев - на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») - верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться как бога. В честь него страна была названа Брутенией и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Патримпо и Перкуно особое строение.» Изваяния упомянутых богов, согласно хронике, Брутен и Видевут привезли с собой. Далее, в 523 году «брутены со своим королем Видевутом и Брутеном, своим Криве-Кривайто, пришли в Хонедо (некоторые исследователи считают Хонеду древним наименованием замка Бальга), и там огласил Брутен волю своих богов, призывая жить (пруссов) единым образом, первое: никто, кроме Криве-Кривайто, не может обращаться к богам или приносить с чужбины на родину (иного) бога. Верховными богами являются Патолло, Патримпо, Перкуно, давшие нам землю и людей и дарующие еще (иное достояние). Второе: по их воле наш Криве-Кривайто назван перед нами верховным правителем, и его последователи, когда они появятся, будут нашими любимыми богами и их вайделоты (младшие жрецы) в Рикойто (центральном святилище) будут находиться... Четвертое: все страны и люди, которые нашим богам принесут жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Противящиеся этому должны быть убиты нами огнем и дубиной и мы обретем друзей. Пятое:… верховные владыки передают (свои звания) по наследству,… остальные должны находиться при них…» [2].

После смерти братьев страна их подданных стала называться Видландом или Видумаа. Что касается поморских славян, то в их преданиях упоминался Святой Вит (Свентовит). Он назывался богом богов и был связан с войнами и победами. Славяне воздвигли его статую на острове Рюген. Вид мог быть правителем не только у кимбров, но и у славян.

В культуре полоцко-смоленских кривичей, изученной сравнительно лучше, наряду со славянскими украшениями присутствуют и элементы балтского типа. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских пле­мен. Они занимали не только север Белоруссии, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Кривичи сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии.
Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий, название происходит от имени прародителя славян-кривичей Крива (Κριβιτσηνοι в сочинении византийского императора Х века Константина Багрянородного), по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте.

В латышском языке и по сей день русских называют как «криеви» (латыш. krievi, латг. krīvi), а Россию - «Криевия» (латыш. Krievija).

Попробуем разобраться с именами.

1. Видевут.

Witowudi < лат. vitabundus «избегающий, уклоняющийся», лат. vito «уклоняться, стремиться уйти, избегать, спасаться, уходить». Соответствует легенде.

Witowudi = Витовт, Витаутас. Витовт Кейстутович (1350-1430) - великий князь Литовский.

2. Брутен. Изначально слово «брутальный» произошло от французского brutal, что в переводе обозначает «зверский, жестокий». «И ты, Брут?» (лат. Et tu, Brute?) - по легенде, последние слова Юлия Цезаря.

Латинское имя Brutus - «неловкий, тяжелый», лат. brutus «тяжёлый, косный, тупой, бессмысленный, глупый, неразумный», brutum «неразумное животное».

3. Криве-Кривайто (Сrywo Cyrwaito). После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») - верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться как бога.

Криве < греч. κορυφαῖος «верхний, крайний, предводитель, вождь, глава», κυριεύω «иметь власть, господствовать», κύριος «главный, основной, повелитель, владыка, господь», κῦρος «власть, право, сила», κύρω «получать в удел, обретать».

Кривайтис (Cyrwaito) < греч. (h)ἱεροφάντης «иерофант, верховный жрец», ἱερεύς «священнослужитель, жрец».

4. Исп. cima «вершина (горы); гребень (волны); верхушка (дерева)», cumbre «вершина, верхушка (горы)», cimero «верхний; верхушечный, высший; венчающий». Греч. κορυφή «верхняя часть головы, макушка, вершина, верхушка». Исп. cimbreo «сгибание, сгиб», кит. ku «гнуть», шум. kur «гора».  Кривичи жили на водоразделе северных, западных и южных рек.

1. В. И. Кулаков. Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996. с. 39.
2. Источник: Simon Grunau's Preussische Chronik. B. 4. S. 63-64. Цит. по: В. И. Кулаков. Указ. сочин., с. 62-63.

© TrueView

славяне

Previous post Next post
Up