Бургунды и берендеи

Jan 02, 2014 01:08



Вот, слова наши истинны, а их - лживые.
Они ведь ложь рекут, и её и имеют.
(«Велесова Книга»)

Готский историк Иордан, говоря о происхождении гуннов сообщает, что Филимер, пятый король готов после Берига (после их выхода с острова Скандзы), обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний и прогнал их. Когда тех увидели «нечистые духи, то в их объятиях соитием» смешались с ними и произвели это свирепое племя, расселившееся на дальнем берегу Мэотийского озера, перейдя которое подчинили себе аланов, обессилив их частыми стычками.

Агафий, сообщая о нашествии гуннов в эпоху императора Льва, говорит, «гунны в древности жили вокруг Мэотийского озера, с восточной стороны, и находились севернее реки Танаис», как и прочие варвары, они сидели за горой Имаон. «Все они зовутся скифами и гуннами, отдельно же по племенам они (зовутся) котригурами, утигурами, ультизурами, а другие бургундами». Аммиан Марцеллин сообщает, что гунны дошли до земли аланов, - древних массагетов, размещая последних у Танаиса (совр. Дон). Однако Прокопий Кессарийский выводит уннов от тех же массагетов, сообщая, что в византийской коннице среди командиров был Эган, из «народа массагетов, ныне называемых уннами».


По сообщениям Аммиана, гунны, опустошив земли «аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами», произвели у них страшное истребление. Заключив союз с уцелевшими, внезапным нападением прорвались в земли Германариха, который в течение долгого времени старался дать отпор, но положил конец перед великими опасностями добровольной смертью. Иордан рассказывает другую историю. Cap и Аммий, из племени росомонов, мстя за смерть сестры Сунильды (по квидам Сванхильд - дочь Гудрун и гуннского конунга Сигурда. Среди гуннских племен Агафий называет бургундов), которую Германарих за измену приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь, поразили его в бок мечом. Узнав о недуге Германариха, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на остроготов. До того везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились от остроготов. Германарих, страдая от раны и не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Его смерть дала гуннам возможность разгромить остроготов.

В «Велесовой книге» также упомянут сюжет с женой Германариха: «И была повержена Русколань готами Германариха. А он хотел жену из рода нашего и ту повредил. Вот вожди наши и потекли на него. Германарих разбил их и поверг Русов. Ведь Буса же и семьдесят других он распял...» [I се бясте поврждена Рузколане одо Годе Iерменреху. А тоi хте жену од роде наше i ту повренжде. Се вуцеве наше тещашут на не. Iерменрех розбiете i i поврнедете Русе. Бо же Бусе i седел десент iне крыженщiе (< лат. crux “крест”)...].

Последуем прямому указанию Агафия, считавшего бургундов отличными от трех основных гуннских племен («Все они зовутся скифами и гуннами, отдельно же по племенам они (зовутся) котригурами, утигурами, ультизурами, а другие бургундами»).

В шумерском языке bar, ba-ra, bur - «чужой, внешний, наружный» (мощнейший и древний формант), лат. foras, foris «внешняя, наружная часть». Татар. бүтән - «другой, иной, прочий, остальной», тур. öbürü - «[тот] другой». Финск. eri - «иной, другой». Китайский словарь на запрос «другой» выдает несколько вариантов:

1.) кит. 别的 [biéde] - «другой» (别 [bié] «другой; иной; прочий» + 的 [de] «суффикс прилагательного»);
2.) кит. 不 同的 [bùtóngde] (不 [bù] «отрицательная частица не» + 同 [tóng] «одинаковый; вместе, сообща» + 的 [de] «суффикс прилагательного»);
3.) в знач. сущ. 別人 [biérén] (别 [bié] «другой; иной; прочий» + 人 [rén] «человек»).

Кит. 別人的 biérénde - «чужой».

В XI веке половцы постепенно заняли все южнорусские степи, частично покорив, а частично вытеснив населявшие их племена, в числе которых были берендеи, торки ипеченеги В 1097 году берендеи впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовльским князем Василько Ростиславичем. В 1105 году потерпели поражение от половцев. Под 1116 годом летопись сообщает: «пришли на Русь к Владимиру торки и печенеги» без упоминания берендеев, но после этого Поросье было заселено кочевниками неполовецкого происхождения, получившими общее название «чёрные клобуки», в числе которых при описании последующих событий упоминаются берендеи и торки. Берендеи были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси и влияли (наравне с киевскими боярами) на выбор киевского князя.

Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию.

Бурундай (Бурондай, Буранда, Брандай, Бурулдай, Боралдай, Берендей) - монгольский военачальник, темник Батыя. Друг и соратник Субудай-багатура. Был одним из руководителей западного похода монголов в 1236−1242 годах, позднее был наместником в самой западной части Золотой Орды. Бурундай участвовал в монгольском походе на Волжскую Булгарию в 1236 году, Северо-Восточную Русь зимой 1237/1238 годов. После взятия Рязани, Коломенской битвы и взятия Владимира монгольское войско разделилось. Бурундай со второстепенными силами прошёл северным маршрутом, разорив Ростов, Ярославль, Углич, а также Галич-Мерский и Вологду. В 1240 году Бурундай участвовал во взятии Киева. В 1241 году помог Бату при завоеваниях Польши и Галицко-волынского княжества. В 1251 году во время борьбы за власть в Монгольской империи Бурундай во главе 100-тысячного войска был отправлен Батыем под Отрар на помощь Мунке против потомков Чагатая.

Известная пьеса Александра Островского «Снегурочка» переносит зрителя в «царство добрых берендеев». Фильм «Снегурочка» частично снимался в Костроме, и место съёмок позже стало парком культуры и отдыха «Берендеевка».

А вот, что говорит «Велесова книга» о берендеях:

1.) «Вот, после ста двадцати лет битвы, потому как Готов подпирали сзади Гунны и Берендеи, они пошли на полночь между Ра рекой (древнее название реки Волги) и Двиной. Там-то пропал Германрех, и Гуларех повел их на новые земли. Вот Гунны с Берендеями и говядами своими и остались в тех краях. Было там много коней и говяд, трава обильная и вода живая. А тут Гуларех привел новые силы свои и отразил Гуннов во главе многих, и пошел на нас.

А тут родичи собрались на конях и бросились на них. Суровая сеча была там тридцать дней. И Русы пропустили Готов в землю свою, потому как те обещали быть с нами.

Тяжкие времена настали. Напали на нас Ромеи с Дуная, Греки с полудня и Готы с полночи и полудня. Те-то ведь большого зла не делали, а Ромеи, будучи в городах дунайских, на нас возгордились, и так мы ждали ... Та-то война была у нас весьма длительной и никак не угодной ни Богам, ни людям.

И так не было у нас иного прибежища, как Они, и выбирали мы князей из вождей. Они же были от Овсеня до Овсеня, им же платили мы дань от полюдья и, страшась, водили стада свои и обрабатывали землю, жито наше. И так жили мы с вами и пятьдесят лет творили битву великую всякий день с Гуннами и Готами, но не с Берендеями. У них же был князь Саха, и он премудро мира искал от Русов и был наш друг. Берендеи ходили потиху. Это ведь Гунны суть воры, и борьба с ними была тяжкой. Она ведь длилась лет сто, и Гунны остались на готской земле...» [дощечка 6б].

2.) «После же Галареха те, что остались, Готы ушли на полночь и там исчезли, и Детерех вел их, и после же о них не знаем ничего. А Берендеи пришли к нам и сказали, что весьма их Яги притесняют, что по гуннским стопам пошли. И так тот Белояр сказал им подождать и к ним пришел, и с тьмами пятью пошел к ним неожиданно, и Ягов разбил, которых на все стороны как блаженных разбросал...» [дощечка 8].

Александр Островский не ошибся. Действительно, Русы были в самых дружественных отношениях с берендеями. Во времена Киевской Руси берендеев приняли как друзей, поселили в Поросье и разрешили выбирать наравне с другими киевского князя.

Кем же были бургунды-берендеи? В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями. В «Сказке о царе берендее» В. А. Жуковского Берендей - отец Ивана-царевича. Не являлась ли Сванхильда дочерью гуннского конунга Сахи (Сигурда)? Кит. 胜 [shèng] - «победа; победить», нем. Sieger - «победитель».



Другие тексты по данной теме: http://trueview.livejournal.com/98049.html

© TrueView

берендеи, Велесова Книга

Previous post Next post
Up