Этрусские и адыгские числительные

Sep 13, 2013 02:12


Малоазийское происхождение этрусков на сегодняшний день представляется наиболее вероятной гипотезой, А. И. Немировский предположил сопоставить этрусское слово tupi («кара, му́ка») с хаттским tuppi (идентичное значение).

По Фасмеру руcское слово кара происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошло сербск.-церк.-слав. карати «бить, наказывать».

Кара - это наказание. Русск. казнить родств. шум. gaz, kaz ‛убивать, забивать, совершать массовое убийство; ввести смертную казнь’.

Лат. tundo ‛бить, стучать, ударять’, русск. стучать, стукать/стукнуть, тюкнуть, ткнуть; ткать; др.-греч. θείνω ‛бить, ударять, ковать’, шумерск. tu, tuku ‛бить; ткать’.

Вяч. Вс. Иванов высказал предположение о гипотетическом родстве хаттского с абхазо-адыгскими языками. Имеются некоторые указания на структурное сходство, и материальную близость формантов, насколько можно судить о действительном звучании фонем, скрытых за клинописной графикой.

Впервые эту гипотезу высказал (ок. 1920 гг.) швейцарский востоковед Эмиль Форрер. Сейчас можно считать «гипотезу в целом доказанной при необходимости уяснения большого числа деталей в будущем», - писал В. В. Иванов. Дополнительное доказательство - культура погребений хаттов напоминает майкопскую культуру.

По пришествии индоевропейцев хатты "превратились" в касков. Каски - остатки автохонного хаттского населения. Известно, что каски нападали на хеттскую столицу Хаттуса. Последние упоминания о Каски относятся к VIII-VII вв. до н. э. Этноним «Каска» сохранился только в языке осетин для обозначения адыгов, черкесов в виде слова «Кашкон». Лингвисты (Г. А. Меликишвили, И. М. Дьяконов) считают наболее вероятным, что язык касков был в родстве с языками абхазо-адыгской группы народов.

Константин Багрянородный, византийский император описал область, занимаемую касогами, называя её Κασαχια, в частности он писал:

«Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор - страна Алания.

В последних работах А. С. Касьяна, 2009-2010, приводятся аргументы в пользу того мнения, что согласно глоттохронологическому анализу прото-абхазо-адыгский и хаттский языки существовали в одно и тоже время и их следует относить к разным ветвям сино-кавказской макросемьи, распад которой приходится на середину 11-го тысячелетия до н. э. В результате этого распада образовались две большие ветви: прото-язык Сино-Тибето-На-Дене и прото-язык Сев.-Кавказско-Баскский и Енисейско-Бурушаски.

Сходство этрусских и адыгских числительных:

Этрусск. ci "три" ~ адыгск. щы "три". Этрусск. huth "шесть" ~ хы "шесть". Кит. 擦 [cā] "тереть", адыг. щы "три". Лат. tri "три", лат. tero "тереть".

Любопытная параллель. Что могли тереть средним пальцем?

Адыг. зы, этрусск. thu(n) «один» ~ англ. the «тот, такой», кит. 者 [zhě] «тот, кто; тот, который; то, что» http://trueview.livejournal.com/41188.html

Этрусск. šar "десять" родственно аккад. ešer ‛десять’.

Шумерское éše 'веревка’, аккад. esērum ‛связывать, заключать’, šeršerrum ‛цепь’, ešer ‛десять’. В аккадском распространено удвоение последнего согласного среди четырехсогласных основ (liblibbum ‛потомок’, gulgullum ‛череп’, šeršerrum ‛цепь’). Др.-греч. σειρά ‛веревка, цепь, аркан, путы, узы’, ἐρύω ‛тащить, волочить, влечь’, кит. 索 suǒ ‛жгут (витой из частей растений), верёвка, канат; трос; цепь’, лат. serilia ‛тростниковые верёвки’, лат. sero ‛сплетать, соединять, связывать, сцеплять’.

До XIX века селькупский язык играл роль lingua franca в районах между Обью и Енисеем у эвенков, хантов, кетов. В отличие от других самодийских языков, селькупский язык обладает богатым вокализмом (25 гласных фонем и 16 согласных). Селькупский язык имеет четыре основных наречия: северное (реки Таз, Турухан, Елогуй), центральное (реки Тым, ср. Обь), восточное (р. Кеть) и южное (реки Чая, Чулым, верховья Оби). Число говорящих - около 1 тыс. человек.

Образование десятков происходит в селькупских диалектах по следующей схеме: «название единицы + sarim». «Компонент -sarim представляет собой производное существительное от глагола sarugu ‛завязать, связать’ и имеет значение ‛вязка, связка шкурок десятками’ [1, Покофьев, 1935, стр. 42]. Слово -sarim присоединялось к числительным okkir ‛один’: okkosaŕe ‛десяток’, и tot ‛100’: tossarim ‛сотня’. Связка шкурок десятком служила эквивалентом при купле-продаже, обмене, уплате дани. …Компоненту -sarim, который выполняет роль форматива в образовании круглых десятков, присуще изменение звукового облика. Оно связано с редукцией конца слова: sarim > sari > sar (в s-овых говорах) и *χarim > χaro > aro > ar (в χ-овых говорах), и привело к появлению словообразующей аффиксальной морфемы saru, sar, xaro, aro, aru, ar» [2, c. 202-203]

http://trueview.livejournal.com/41479.html

© TrueView

хетты, адыги, этруски, хатты, каски, числительные

Previous post Next post
Up