Савроматы и сарматы

Jul 08, 2013 22:41


Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται), кочевые ираноязычные (по мнению некоторых историков) племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии, жившие в VI-IV веках до н. э. в в Подонье и и на территории Нижнего Поволжья. Греческие писатели (Геродот и др.) называли савроматов народом, «управляемым женщинами». Савроматы имели своих царей (басилевсов, василевсов), например, Скопасиса.

Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту. До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов.

Геродот впервые упоминает савроматов в легенде о появлении амазонок в Скифии. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабе­жа разгорелся конфликт со скифами, кото­рые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племе­ни следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они. Терпением и хит­ростью молодые скифы сумели объединить­ся с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при усло­вии, что они не останутся с другими скифа­ми, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами (IV, 110-117).

Геродот генетически связывает савроматов со скифами, подчеркивая, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).

О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора - Диодор Сицилийский и Гай Плиний Старший. Диодор сообщает, что скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена:

«…а самых важных было два: одно из Ассирии… другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43).

Сходная информация содержится и у Плиния Старшего в энциклопедическом труде «Естественная история»:

«По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19). «К северу от Истра (Дуная), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные (к Черному морю) местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы (Sarmatae), или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии (греч. άμαξόβιοι "живущие в повозках", ἅμαξα "повозка, телега (на четырех колесах)"), или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы» (Плиний, XII.80).

Оба автора связывают савроматов с Мидией, а Плиний отождествляет савроматов с сарматами. Вполне вероятно, что савроматы появляются на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии. Возможно, Плиний ошибался в утверждении, что греки в древности не знали наименования сарматы, а лишь савроматы. Имя сармат (в форме Συρμάται) встречается впервые у Псевдо-Скилака или же он исказил название Σαυρομάται, сократив пару гласных.

В авесте упоминается имя народа сайрима (cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52). Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha).

Пережитки матриархата у савроматов подтверждаются археологически. Были найдены могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари). Описание амазонок оставил и Страбон:

«...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».

Савроматская конница участвовала в войне скифов против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе всадников стоял Скопасис. С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4-3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.

В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат.

Во времена переднеазиатских походов скифов мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей, щитами. В отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней. Основным типом доспехов у сарматов, напоминающих змеиную кожу, также был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Кроме того, античные авторы часто упоминают доспехи из рога или копыт. Так, Павсаний пишет:

«Сарматы (савроматы) сами не добывают себе железа и они его к себе не ввозят; в этом отношении они из всех варваров этой страны наименее общительны. Ввиду недостатка железа вот что они изобрели: у них на копьях острия - костяные вместо железных, луки и стрелы - из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою».

Сарматские катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна (113 г.). Их кони покрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног.







Прорисовка рельефа [1].

Этимология этнонимов савромат и сармат по-прежнему представляет загадку.

Вооружение сарматской конницы имеет общие черты с вооружением мидийской конницы. В аккадском языке слово sari(y)am (sar(y)am) означает ‛панцирь’ (встречается в средневавилонский, новоассирийский и нововавилонский периоды), заимствовано из хурритского языка.  Хурр. šariyanni - ‛кожаное покрытие (leather coat)’. Возможно, что и сами хурриты позаимствовали слово у шумеров. Шум. šar - ‛одежда’, ‛корова’.

Санкр. śauryam - ‛рыцарство, благородство, отвага; героизм; сила, мощь, могущество в битве’ (chivalry, heroism, power in battle). В древних иранских языках окончание -tae - суффикс множественности, как, впрочем, и в русском (-ты).

Др.-греч. σαύρα - ‛ящерица’, санскр. śāri - ‛доспехи, броня; латы’, готск. sarwa ‛оружие’, хурр. šauri ‛оружие’, арм sor ‛мечь’, урарт. šure ‛оружие’. Кожа ящерицы состоит из чешуек, тело змеи покрыто местами кружочками, местами чешуйками. Ровно также выглядят пластинчатые доспехи сарматов. Иранск. *karm - ‛червь, змея’, чечен. сармик ‛змей’ с уменьш. суф. -ик и заменой к/с.



кожа ящерицы

Савроматы - это рыцари, герои, защищенные панцирными доспехами.

Одно из произведений Арриана повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

Драконов (штандарт кавалерии) римляне заимствовали у сарматов после того, как сарматы и даки стали включаться римлянами в состав вспомогательной кавалерии (II век н. э.). Дракон представлял собой бронзовую голову, тканевое тело и нечто, напоминавшее хвост, сзади. Воздух проникал в пасть, проходил тело и выходил через развевающийся хвост, наподобие современных ветроуказателей. Также считается, что внутри помещался какой-то инструмент, издававший свист (в летописях указывается, что драконы издавали воющие звуки, когда кавалерия шла в атаку). Переносил дракона специальный драконарий (лат. draconarius).

Не от сарматской ли кавалерии с драконами были выстроены Змиевы валы?

Змиевы валы - народное название древних (предположительно со II в до н.э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. Валы по времени создания соответствуют Зарубенецкой, Черняховской и Пеньковской археологическим культурам.

Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия (аллегория образа грозных кочевников, зла и насилия) в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны. По другой версии, Змиевы валы названы по своей характерной змеевидной конфигурации расположения на местности. Подобные сооружения известны также на Поднестровье под названием «Траяновых валов».

Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки состояли из нескольких укрепленных линий, представлявших в совокупности значительные по масштабам строительства и протяженности сооружения. Общая протяженность валов составляла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую систему противоконных заграждений, достигавших 10-12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяженность отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращенных в сторону врага, рылись рвы [2].

P.s. Панцирь - твёрдое защитное образование из хитина, известковых пластинок, чешуи, костных или роговых пластинок, полностью или частично покрывающее тело некоторых как беспозвоночных, так и позвоночных животных.

Шорник - ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения ее точки зрения.

© TrueView

сарматы

Previous post Next post
Up