Река Тарим - основная водная артерия Синьцзян-Уйгурского автономного района в КНР, образуется при слиянии рек Аксу и Яркенд и течёт в восточном направлении, огибая пустыню Такла-Макан. Река питает озеро Лоб-Нор. Во II-I тыс. до н. э. в земли Тарима пришел индоевропейский народ, говоривший на тохарских языках - наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Греки называли их Тохарами (Τοχάριοι). Тохары, тогары происходят предположительно от афанасьевской археологической культуры, существовавшей в Минусинской степи и на Алтае. Об облике носителей тохарских языков позволяют судить таримские мумии.
Впервые название тохары встречается у Птолемея. В науке разделяют тохар на истинных (или настоящих, которые являются частью юэчжей, говоривших на восточноиранских северных диалектах родственных языкам скифов, ушедших с кушанами на юг и давших имя области Тохаристан на территории современного Афганистана) и не истинных (псевдотохар) - собственно тех, на кого перенесли это имя китайцы и др., но говоривших на тохарских диалектах, не имеющих близкого родства с языками юэчжей и не называвших себя тохарами, в отличие от настоящих тохар. Тохары (псевдотохары) проживавшие сотнями лет на тех же местах, где они осели никогда полностью не уходили из своих мест обитания, культура их существовала до 8 века. Настоящие тохары основной частью ушли вместе со своими родственниками кушанами (из оазиса Куча) на юг в Бактрию, обосновались на севере территории современной Республики Афганистан, основали область-государство Тохаристан и там ассимилировались в массе народов, их потомками являются отчасти таджики и пуштуны проживающие в одноименной современной провинции Афганистана Тахар.
Китайское название тохаров - юэчжи (月氏), что означает ‛род Луны’ (月 ‛луна, месяц’ + 氏 ‛фамилия, род’). Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 до н. э. Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы описывает племя юйчжи с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Юэчжи в Ганьсу. Детально о юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно во II веке до н. э. в «Исторических записках» Сыма Цяня. «Юэчжи изначально проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном», что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу. Портреты их царей на монетах показывают, что юэчжи были европеоидами, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей. По китайским источникам юэчжи описываются как «белые люди с длинными волосами». Во время правления императора Цинь Шихуана царство юэчжей процветало, но при этом постоянно враждовало с окружающими сюнну на северо-востоке.
С нефритом в Китае связано очень много красивых легенд и преданий. Вот, например, одна из них - о Лунном зайце Юй Ту. По легендам на Луне живет заяц, который занят очень важной работой - он толчет в большой ступе порошок жизни. Сидит он под огромным деревом кассия, листья и кора которого очень целебны и обеспечивают долголетие. У зайца и Луны много общих черт: оба никогда не закрывают глаза и потому всю ночь бодрствуют. Луна холодна, и этим напоминает нефрит. Он является символом целомудренной и благонравной женщины, поэтому на луне и находится нефритовый дворец Большой прохлады, в котором живут самые красивые феи. Здесь живет и правит богиня Луны Чан-э. Лунный заяц иногда получает от Чан-э немного нефрита и использует его в приготовлении эликсира бессмертия. Нефрит связан с Венерой, Сатурном и Луной.
Афанасьевская культура - южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.), свое название получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры. Помимо основного района - Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал распространения памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.
Культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, ассимилировавшими местное население. Сменилась карасукской и окуневской культурами. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Преобладали высокие остродонные сосуды с ёлочным орнаментом. Узор наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах.
Несмотря на наличие металлических украшений, орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это яйцевидные горшки ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в землю, и пища варилась жаром костра. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров.
Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э., по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев - тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян. Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами.
Тагарская культура (IX-III в. до н. э.) названа по топониму - острову Тагарскому на р. Енисей. Памятники распространены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков - рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и её притока Урюпа.
Возможно, что тохары сохранили память о своей прежней родине на Тагарском острове, от чего и возникло их греческое название Τοχάριοι. Тюрк. тахыр - ‛короткий, приплюснутый’, тахыр тас ‛короткий камень’ - гора Тагар-таш на острове Тагарском, тахыр таг ‛короткая гора’ - гора Тагар напротив озера Тагарское.
В Хакассии протекает река Кан - правый приток Енисея (длина - 629 км), с корнем ‛kan’. В Таримской впадине тоже протекает несколько рек с таким же окончанием или корнем - Тохкан (Toxkan), Яркант (Yarkant), Каркан (Qarkan), Конки (Konqi). Окончание -kan, -kant может иметь и.-е. происхождение и связано со словом *can ‛река’. Язык тохаров относится к подгруппе кентум индоевропейской семьи языков, куда также входят языки италиков. В латинском языке canalis, canna - ‛труба, жёлоб, канава, канал’. Созвучно с китайским 河 hé ‛река’.
Вполне вероятно, что тохары могли получить свое название от гидронима Тох (Тохкан) - правого притока Аксу (греч. δεξιός ‛правый, правосторонний’. Этноним тохары составной:
Τοχάριοι = Τοχ + άριοι ‛арии’ - арии из долины реки Тох. Геродот словом Ἄριοι (‛арии’) называл население персидской области Ария (сатрапии Ариана).
***upd 22.07.2013
Появилась новая идея и новая версия.
Такла-Макан (уйг. تەكلىماكان قۇملۇقى или Тәклимакан қумлуқи < уйгур. заимствование из араб.: такла от ترك тарк ‛оставлять, покидать’ и уйгур. макан ‛кров, обиталище’, то есть ‛заброшенное, покинутое место’) - пустыня на западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Является одной из крупнейших песчаных пустынь мира. Длина с запада на восток - свыше 1000 км, ширина - до 400 км, площадь песков - свыше 300 тысяч км².
Пустыня Такла-Макан известна своими знаменитыми таримские мумиями - мумифицированными телами европеоидов XVIII в. до н. э. - II в. н. э., сохранившимися в засушливом климате близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Наиболее ранние мумии предположительно датируются XVIII веком до н. э., наиболее поздние - II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани - войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком. Краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве таримских мумий с носителями афанасьевской и андроновской культур Южной Сибири (индоевропейцы).
Арабское название пустыни Такла Макан (такла от тарк ‛оставлять, покидать’ + уйгур. макан ‛кров, обиталище’, то есть ‛заброшенное, покинутое место’) - калька др.-греческого θᾰ (θάλᾰμος) ‛жилище, местопребывание, дом, здание; (отдельная) комната, (внутренний) покой’ + χηρόω ‛оставлять, покидать; делать безлюдным, пустынным’ (χῆρος «опустевший, осиротевший’). Греч. χέρσος новоатт. χέρρος ‛(о земле) сухой, твердый, материковый; сухой, безводный, бесплодный; лишенный’. То есть этноним тохары означает ‛покинувшие свой очаг’. Уйг. макан ‛кров’ родственно англ. make ‛делать’.
Санскр. hā - ‛покидать, оставлять; пустыня; пустынный район; заброшенный, покинутый’, tala ‛поверхность, земная поверхность; плоская крыша (дома)’, talpa ‛крыша, комната в верхней части дома’, кит. 房 [fáng] ‛дом; здание; комната’.
Санскр. - muc ‛освобождать, покидать’ и тогда Такла Макан - санскр. tala ‛поверхность, земная поверхность’ + muc ‛освобождать, покидать’ - покинутая земля (пустыня).
***upd 24.07.2013
Земли, которые заняли тохары на востоке, были весьма обширны: от Сев. Китая до Юго-Зап. Монголии и бассейна Тарима. Их следы повсюду в Азии, от Семиречья до пределов Дальнего Востока. Они принесли собой в среду центральноазиатских охотников и собирателей свой «хай тек», а именно: двухосные телеги, в которые, судя по рисункам запрягали лошадей, и оригинальное бронзолитейное производство. Оригинальны не только формы изделий, но и техника тонкостенного литья. Считается, что тохары, первыми из индоевропейцев познакомили китайцев с колесницами (одно- двухосными) и коневодством. Действительно, они знали колесные повозки, и весьма вероятно пользовались колесницами, о контактах с китайцами говорят языковые заимствования из тохарского в китайский, а влияние их языка до сих пор ощущаются в тибетском, тюркском и иранских языках.
Индийцы называли тохаров - tukhāra, локализуя к северу от Мадхья [штат Уттар-Прадеш] за Гималаями. Часто tukhāra заменялось на tuṣāra - ‛мороз, холод, снег, туман, морось’; аккад. takşâtu ‛холодная погода, мороз’ (~ русск. стужа). Также слово tukkhāra (tukhāra) обозначало лошадь. Санскр. tuk, tak - ‛нести’, dhārāṭa, ha, hari, haryate, kharu - ‛лошадь’, hāra - ‛носильщик, несущий (англ. carrying)’. Санскр. tuk, tak ‛нести’ родственно англ. take ‛брать’ [take (v.) - late Old English tacan, from a Scandinavian source (e.g. Old Norse taka "take, grasp, lay hold," past tense tok, past participle tekinn; Swedish ta, past participle tagit), from Proto-Germanic *tækanan (cf. Middle Low German tacken, Middle Dutch taken, Gothic tekan "to touch"), of uncertain origin, perhaps originally meaning "to touch."]. Шумер. tag - ‛касаться, овладевать; вязать; атаковать, нападать, штурмовать’.
В древности слово брать имело значение ‛нести, уносить’. В середине третьего тысячелетия в шумерском языке встречается слово damhara - ‛битва’ (аккад. tamhāru, tam- - префикс), а в санскрите hāra - ‛война, битва’. Возможно, и русское слово брань (война) связано cо словом брать, хватать, нести (англ. bear ‛нести’). Во время войны захватчики хватали добычу, а жертвы уносили ноги или же воины несли свой долг по защите отечества. Война - это захват.
Аккад. harû; namharû - ‛ящик на повозке’, harrānu - ‛путь, дорога’.
Шумер. damgar, аккад. tamkāru - ‛торговец’, kāru - ‛причал, порт’. Тохар. B käry - ‛торговать’, A kuryar, B karyor - ‛торговля’, A kuryart, B käryorttan - ‛торговец’, др.-инд. krīnāti - ‛покупает’.
Основная трасса Великого шелкого пути пролегла из Китая по Ганьсуйскому коридору, через бассейн Тарима, Памирское и Тян-Шанское высокогорье в Среднюю Азию, Афганистан и Иран, а затем - до восточного побережья Средиземного моря и далее в основные торговые центры Передней Азии, Северной Африки, Европы.
Оазисы Таримского бассейна играли ключевую роль в организации торговли между странами Запада и Китаем. Тохары находились в центре этого торгового перекрестка. Потомки тохар бассейна Тарима дожили до 8 века н.э., занимаясь земледелием, торговлей и жили в городах-оазисах. Торговля шелком принеслала им известность. По этой причине греки прозвали их сериками.
Итак появилось несколько новых версий:
1. Тохары - жители Таримской впадины - сурового и холодного региона (санскр. tukhāra, tuṣāra - ‛мороз, холод, снег, туман, морось’, стужа. В пользу этой версии свидетельствует более позднее название эфталитов - хиониты (др.-греч. χιονίζω ‛покрывать снегом’; χιονώδης ‛покрытый снегом, снежный; белоснежный’);
2. Тохары - всадники (санскр. tukkhāra (tukhāra) ‛лошадь’);
3. Тохары - торговцы (аккад. tamkāru ‛торговец’);
4. Тохары - носильщики (санскр. tuk, tak ‛нести’ родственно англ. take ‛брать’).
© TrueView