Утро началось с глотка освежающей ненависти. В проплывающем в ленте автомобильном паблике вновь смаковали ДТП. На сей раз с велосипедистом, но это и не важно. Там всегда смакуют. Одна из самых мерзких черт нынешнего авто сообщества - это желчная радость по поводу ДТП. Причем даже не зная подробностей, люди (ли?) пляшут от радости просто потому что кому-то плохо. Атмосфера всеобщей ненависти вновь дала свои плоды, а значит день прожит не зря. Какое уж там дорожное братство, у нас дороги это давно арена смерти и улюлюкающая толпа на трибунах каждый день решает кто умер заслуженно, а кто нет.
Вот уже несколько лет я регулярно наблюдаю группы и паблики, посвященные дорожным авариям. Сами видео полезны - они дают трезвое представление о состоянии на дорогах: прилететь может откуда угодно и в любой момент. Не застрахован никто, даже пешеход за забором. Сплотило ли кого-нибудь ощущение собственной бренности? Конечно же нет! В России исторически человеческая жизнь ценится не очень. То ли дело железо! Тут действует целый список комплексов:
1. Психологическая зависимость от своего автомобиля. Это одна из немногих зон комфорта, где владелец может побыть один, фактически вторая квартира, причем не только по значению, но и нередко по цене.
2. Маркетинговая тюрьма, принуждающая всегда мечтать о более новом и/или лучшем автомобиле. А значит текущий нужно будет продавать, а значит каждая царапина имеет вес и денежный эквивалент.
3. Кредиты, стоимость обслуживания и прочая сумма средств, которую ежемесячно вытягивает личный автотранспорт. Для многих - это слишком затратно, но вопрос статуса, привязанности, комфорта стоит у них на первом месте, обгоняя зачастую и личные интересы, и семью.
Все это приводит к исключительной нервозности при любых посягательствах на «родную ласточку». Даже эмоциональных, даже отдаленных.
Второй нюанс, важный при разборе реакции на ДТП - это необходимость осуждать. Одна из метастаз советской ментальности, следствие стенгазет и партсобраний. Постсоветскому человеку крайне важно знать, кто прав, а кто неправ в каждой конкретной ситуации. Кто кому заплатит. Кто сможет поживиться. Сможешь ли ты со спокойной совестью сбить ненавистного и столь назойливого пешехода/обочечника/подрезальщика/велосипедиста/мотоциклиста/леворядного тошнота. Алчность, ненависть, потребность осуждать - вот эмоциональные столпы дорожного движения. И не пытайтесь обмануть себя, я один из вас, я испытывал за рулем такие же эмоции. Но я их осознаю и пытаюсь бороться. Попытайтесь и вы.
Есть еще два понятия, по которым нужно писать отдельные статьи, но я коротко упомяну в связи с увиденным.
Право на беспечность - еще один важный раздражитель, непрерывно сидящий в голове у автомобилиста. Мнимая ценность, побочный эффект строгой регламентации правил дорожного движения. Находясь в условиях четко очерченной полосы движения, с прописанными правилами перестроения, старта, поворотов и остановки автомобилист теряет бдительность, зарабатывает туннельный эффект, чересчур автоматизирует движения. По себе знаю, тебе начинает казаться что автомобиль едет сам по себе, никаких усилий для этого принимать не нужно. И вот ты уже рулишь коленом, переключаешь передачи левой рукой и спокойно залипаешь в телефон.
Идиллия! Но мешает одно - ПРОКЛЯТЫЕ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ! Или пешеходы/подрезальщики/мотоциклисты/тошноты, кто угодно. Люди, которые не дают впасть в сладкое оцепенение, из-за которых приходится изредка шевелить затекшей шеей и глядеть в ненавистные маленькие зеркала.
Посмотрите ежедневные сводки ДТП. Каждый раз они поражают глубинной тупизной ситуаций. Каждый раз поражаешься, как можно попасть в столь элементарную ловушку, столь глупым образом столкнуться. Это все они, транспортные зомби, уверенные в своем праве на беспечность. Ведь улицы им огородили заборами, траектории движения очертили разметкой и наделили целым сомном правил всех окружающих. Ну кроме них, любимых, разумеется. Поэтому они должны беспрепятственно нестись в этом уютном туннеле на теоретически разрешенной скорости 80км/ч. А то ж в пробку опоздает.
Ну и последняя мысль, бонусом для тех, кто дочитает. Тоже вынесу в отдельную статью.
Одна из любимых тем обсуждения в автомобильных (и не только) сообществах - это переезд на велосипеде по пешеходному переходу. Раньше это был неоднозначный момент, но в прошлом году запрет законодательно закрепили в ПДД отдельным пунктом. Было много шума, обвинений в адрес велосипедистов и массовая истерия невиданных масштабов. Местами это конечно оправдано, большая часть велосипедных ДТП связана именно с пешеходным переходом и велосипедист действительно должен сам заботиться о своей безопасности… пока что.
Потому что, если вглядеться внимательно - то этот запрет пытается избавиться от симптома, а не от проблемы.
А причина состоит в том, что в переезде велосипедистов по пешеходному переходу виноваты в первую очередь… автомобилисты. Поверьте, я знаю множество велосипедистов, и никто из них не едет по тротуару из удовольствия. Там плохое покрытие, бордюры, множество медленных людей, внезапно выскакивающие под колеса дети и животные, а также автомобили из проездов. А тут еще и пешеходные переходы. Поверьте, спешиваться на каждом переходе - это совершенно утопичная идея, это очень неудобно. И единственное, что загоняет велосипедистов в эту весьма недружелюбную среду - это боязнь автомобилей. Высокая скорость, плохая организация движения, вышеупомянутая беспечность, озлобленность автомобильного социума очень пугает некоторых людей, несмотря на все уговоры. Да ладно, кто за рулем ездит - насколько вы готовы сами сесть на велосипед и ехать по дороге, оценивая собственную дисциплину? Вот ответьте честно самому себе.
А ведь каждый автомобилист должен ценить, любить и уважать велосипедиста. Каждый двухколесный друг добровольно освободил для вас парковку и место светофора. Он подарил вам свое место в очереди на СТО, а вашим детям подарил глоток свежего воздуха. Почему бы не пропустить его в благодарность? Со временем он научится ездить по улице и перестанет мешать вообще кому-либо.
Особенно если мы сами начнем беспокоиться о реальной безопасности на дорогах. Это снижение скорости, успокоение трафика, концепция shared streets и прочие прогрессивные методы из развитых стран, где уже добились нулевой (НУ-ЛЕ-ВОЙ) смертности на дорогах. Ровно в то время, пока мы улюлюкаем в комментариях, потешаясь над жертвами. В стране, где за прошлый год на дорогах умерло 20 тысяч человек.
UDP.: В продолжении темы прочитайте классическую статью "
Не заставляйте велосипедистов быть заметнее. Заставьте водителей перестать их сбивать."