"МЕЧТА ДАВИДА" - слово Леонида Миховича на конгрессе "Преображение"

Aug 05, 2016 11:39


Представляю вашему вниманию конспект проповеди Генерального секретаря Союза ЕХБ в Республике Беларусь Леонида Ивановича Миховича на тему "Мечта Давида". У кого нет возможности потратить много времени на просмотр его выступления, можете быстро прочитать и получить назидание. Уверяю вас, что есть хорошие уроки в данном выступлении.



Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою (2 Цар. 7:1-3).
Первый раз я встретился с Давидом, когда он выступил против Голиафа. Меня настолько впечатлила его победа, что я решил пойти за ним дальше, хотя и трудно было выдержать долгий путь по горам и холмам Иудеи, особенно под палящим солнцем пустыни Негев. Но обилие уроков, которые преподносит жизнь Давида, компенсирует лишения пути.

Сегодня мы будем говорить о желании Давида, о его великой мечте. Думаю, у каждого из нас есть свои мечты, желания, цели. Говорят, что есть жизненный минимум у мужчин: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Современный вариант выглядит проще, зачем напрягаться: посадить кактус, сколотить скворечник и вырастить хомячка. Мы разучились ставить грандиозные цели, стремиться к великому, ожидать великого от Господа.

1. Давид и Соломон: строительство храма
1. 1. Желание Давида построить дом Богу (неисполнившееся желание)
Какое желание было на сердце Давида?
Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2 Цар. 7:1-2).
Давид смущен. Ковчег завета находится в палатке, в скинии. Разве может Господь ютиться в походном шатре, в то время, когда Давид живет в блестящем и роскошном дворце?
Желание построить храм также исходило из любви Давида к поклонению. Он страстно желал посещать собрания, пребывать в доме Божием и созерцать красоту Господню (Пс. 26:4). Он сочинял песни для хора и оркестра, которые исполнялись в богослужении. Он надеялся, что все народы придут и поклоняться перед Богом (Пс. 85:9).
У Давида могли быть и другие причины. Как и всякий из нас, он хотел оставить после себя добрый след. (После сорока-пятидесяти особенно задумываешься над этим). Многие правители отмечали свое царствование грандиозными строительными проектами: воздвигали пирамиды, дворцы, соборы, или ледовые арены (как в Беларуси). Храм мог увековечить память царя. Его бы назвали «храмом Давида».
«И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою» (1 Цар. 7:3).
Давид уснул в прекрасном расположении духа, но утром Нафан пришел с другим известием, со словом от Бога. «Ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: 'почему не построите Мне кедрового дома'?» (2 Цар. 7:6-7).
Господь говорит, что Ему, по большому счету, дом не нужен. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:24).
Желание построить храм можно сравнить с желанием иметь царя. Это была инициатива народа, который хотел быть «как прочие народы» (1 Цар. 8:20). Все же Бог благословлял царей и являл им Свою милость, особенно когда они ходили Его путями. Так Он благословил и храм, и Его слава наполнила здание (2 Пар. 7:1-3). Но при всем величии храма царство разделилось сразу же после смерти Соломона.
Интересно, что долгое время верующие не строили храмов/домов молитвы. Но двести лет, когда первые христиане не имели церковных зданий, были периодом наибольшего распространения Церкви, потому что не было искушения закрыть христианство в стенах дома. Позже эсхатологическое напряжение ослабло, христиане начали обживаться на земле, появились храмы, и христианство стало ассоциироваться уже не с образом жизни, а со зданиями.
Мне нравится идея Франциска, «папы» Римского. Говоря о стучащем в двери Христе, он призывал (цит. по памяти): «Христос стоит у двери церкви и просит, чтобы Его выпустили наружу. Христос хочет выйти из церкви в мир, чтобы служить людям».
Господь не стал угашать желание Давида, видя его искренность. Но построить храм Ему не позволил. Была еще одна причина. Позже ее раскрыл сам Давид. «Было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему» (1 Пар. 22:8).
Храм символизирует собой поклонение и мир. Давид же - муж брани, муж войны, полководец, а не строитель. Поэтому храм построит его сын, человек мирный (1 Пар. 22:9-10). (Имя «Соломон» значит «мирный»). В храме тоже проливается кровь, но это кровь животных, направленная на примирение, а не уничтожение.

1.2. Обещание Бога построить дом Давиду
Но повествование не заканчивается. Ведь у Бога есть Свой план. На наше желание делать добро Он отвечает еще большим добром. Господь говорит, что Он Сам устроит Давиду дом, причем такой, который будет стоять вечно, т.е. Господь упрочит Его царство, Его династию, и утвердит престол навеки (2 Цар. 7:12-13).
Не было храма Давидова. Храм построил Соломон. Кстати, а где он? Через 365 лет храм Соломона был разрушен Навуходоносором.
Бог предлагает Давиду храм, который невозможно разрушить. Он устраивает дом Давиду в Сыне Давидовом, Иисусе Христе. Давид хотел, чтобы храм стал местом встречи святого Бога и грешного человека, но Иисус Христос, Сын Давидов, пришел на землю, страдал, умер и воскрес, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы благословение Авраамово распространилось не только на тех, кто приходил или сегодня пришел бы в храм Соломона, но и на великое множество людей, которые никогда бы не смогли посетить храм, которых никогда бы не вместил никакой храм.
«И Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин. 1:14). Интересно, что слово «обитало» - греч εσκήνωσεν (эскЭносэн) - происходит от σκηνόω, - обитать, жить в палатке, шатре, скинии. Христос - своего рода скиния, где Бог встречается с человеком!
Что касается памятника, то и он остался. Псалтирь - самая популярная (согласно опросам) книга Библии среди верующих. Кого из вас утешали молитвы Давида? Я уверен: когда Давид между делом сочинял псалмы, он даже не думал о том, что эти строки намного важнее величественного строения из кедра и золота. (О, если бы мы знали, что именно важно для Господа!)
Давида не огорчил отказ Господа. Наоборот. Слыша об обещанных благословениях, он пошел «и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» (2 Цар. 7:18-19). В своих последних словах он снова возвращается к этой теме: «Не так ли и дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный» (2 Цар. 23:5).
Благодарение Богу, Он и с нами заключил вечный завет... Я обычно заключаю с сотрудниками заветы (мы их называем договорами) на год, потом они продлеваются. Еще ни с кем вечный завет я не заключал. Я сам не вечный. А Господь заключает завет вечный. Конечно, Он рискует, по крайней мере, в случае со мной. Ведь я человек несовершенный. Он мог бы заключить со мной завет на три-четыре года, а потом, если я буду себя хорошо вести, продлить договор. Но Он заключает завет вечный. Более того, Он скрепляет завет Кровию Господа нашего Иисуса Христа (Евр. 13:20). Можно ли найти печать надежнее?

1.3. Начало осуществления мечты

Что мы делаем, когда Господь не позволяет нашим планам осуществиться? - Давид не опускает руки. Он решает помочь Соломону осуществить свою мечту.
«И приказал Давид собрать пришельцев, находившихся в земле Израильской, и поставил каменотесов, чтобы обтесывать камни для построения дома Божия. И множество железа для гвоздей к дверям ворот и для связей заготовил Давид, и множество меди без весу, и кедровых дерев без счету… И заготовил Давид до смерти своей много» (1 Пар. 22:2-4, 5б).
Что значит «много»? Как скромно признает Давид, «я, при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железу нет веса, потому что их множество… (1 Пар. 22:14; ср. 1 Пар. 29:2-4).
Стоимость этих материалов на наши деньги трудно перевести, учитывая, что талант золота может стоить больше полумиллиона долларов (хотя доллары не наши), а речь идет о тысячах талантов. Но дело, как говорится, не в деньгах. Важнее участие. Давид понял, что может послужить Богу, участвуя в служении будущих поколений. Он понял, что если Бог говорит «нет» нашим мечтам, Он часто дает возможность помочь другим исполнить наши мечты.Не смог открыть новую церковь? Поддержи тех, кто делает это. Не смог построить дом молитвы? Помоги тем, кому Господь поручил это сделать. Не получилось уехать миссионером в другую страну? Свидетельствуй здесь, и поддерживай других миссионеров.
Всю оставшуюся жизнь Давид думал о храме. Он собирал материал, заключал соглашения с нужными людьми, готовил план храма, который, как он знал, не будет построен при его жизни. Позже Соломон воздвиг храм. И слава Господня наполнила его (3 Цар. 8:10-11).

2. Строительство «храма» сегодня

2.1. Собрать и прибавить
Давид не только передал Соломону материалы на храм, чертеж дома (1 Пар. 28:11-12). Он передал ему свои желания, свое видение, вовлек Соломона в свое служение. Он оставил Соломону песни для богослужений в храме.
Соломон, наверное, посчитал, что песен Давида недостаточно. А, может, и стиль не тот, устарел. Давид испытывал много страданий, жил во времена гонений, поэтому у него много печали. Надо внести в собрание больше радости, надо использовать больше песен хвалы и поклонения.
Так что Соломон написал еще тысячу и пять песен (3 Цар. 4:32). Одна из них - самая лучшая, Песня Песней (см. также Пс. 126).
Когда молодежь творит новое - это прекрасно. И, печально, когда молодые христиане довольствуются тем, что передает им старшее поколение. Когда они поют только старые песни, читают только старые книги, копируют старые формы. Печально, когда нет творчества, нет опыта своих отношений с Богом.
Верующие должны петь не только старые, но и новые гимны. В собраниях мы не отрицаем новое или старое, но объединяем то, и другое, сохраняем разумный баланс истории и новизны. «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля» (Пс. 95:1); «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1).
Использовать только старое недостаточно. Мы не можем жить только опытом прошлых поколений. Поэтому обновляйте отношения с Богом и разучивайте новые песни из старых сборников, переводите, как когда-то это делал Проханов, и сочиняйте новые, как Давид и Соломон.
Но верующие поют не только новые, но и добрые старые гимны, как пел Божий народ песни Моисея, Асафа и Давида, как будут петь песнь Моисея, раба Божия, победившие зверя и образ его (Откр. 15:2-3). Старые гимны связывают нас с предыдущими поколениями, позволяют утешаться общей верой, передавать из поколения в поколение нелицемерную веру предков. «Верую» обобщает доктрину церкви первых веков. «Господь - наш щит и упованье» Лютера вводит нас в богословие и жизнь периода Реформации. Пение гимна Чарльза Весли «Христа да возвеличат все!» напоминает нам о пробуждении в Англии и методистском движении. «Верность Твоя велика, о мой Боже» вводит нас в традицию евангелизации Муди.
Гимны «За евангельскую веру» и «Лучшие дни нашей жизни» говорят о духовном подъеме в России в начале XX века. О славном времени верности в гонениях возвещают песни, рожденные в горниле страданий: «Привет вам, Христово цветущее племя» и «Вместе мы с вами верили». С многочисленным сонмом святых всех стран и народов связывают известные во всем мире «Твердо я верю», «Что за друга мы имеем», «Великий Бог» и новые гимны хвалы и поклонения: «Сияй, Иисус, сияй», «Возношу Тебя, Господь» и «Величие». Конечно, духовно нас объединяет прежде всего Библия, но пение добавляет к этому еще и эмоциональную связь.
Молодые люди, используйте накопленное отцами, не отвергайте с ходу богатство духовности, которое вы получили от них, не выбрасывайте на свалку истории опыт прежних поколений. Возьмите лучшее из того, что собрали отцы (и я не говорю только о материальных благах) и стройте на нем... Но не ограничивайте себя этим. Мы призваны не только сохранить, а приумножить, прибавить и этому! Так Давид завещал Соломону. Я тебе много дал, «а ты еще прибавь к этому» (1 Пар. 22:14).
Только совместными усилиями поколений можно построить храм. Вы этого не сделаете своими силами и мудростью… Давид правильно говорил: «Соломон, сын мой, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями: итак буду я заготовлять для него» (1 Пар. 22:5а).
Обращаюсь к старшему поколению. Вы нуждаетесь в участии молодежи. Вы можете похвалиться терпением, опытом, верностью, стойкостью… но нужны еще молодые силы, энергия, энтузиазм. Вы много накопили, но без молодежи, без их участия все ваше золото, серебро и медь без счету останутся в сокровищнице, покроются пылью. Смелее передавайте духовные накопления новому поколению, чтобы они не пропали.
В строительстве храма важны единство и взаимоподдержка. Тем более единство нужно в устроении духовного храма, в благовестии и проповеди Евангелия всем народам!
Созидание единства требует терпения, здорового компромисса, взаимного смирения. Нелегко вместе работать церквам „традиционным“ и „современным“, а надо. Надо брать лучшее из прошлого и прибавлять к нему.

2.2. Посвящение в благовестии
Много препятствий на пути благовестия. Политическая ситуация, думаю, не столь важна. Мы переживали подобное, когда в 2002 году в Беларуси был принят новый закон о религиозных организациях. Но кто хочет работать, тот работает, а кто не хочет - ссылается на обстоятельства. В связи с принятием этого закона А.И. Фирисюк (бывший председатель нашего Союза) часто повторял: «Многие из нас жалуются, что власти не позволяют свидетельствовать до края земли, но кто из нас дошел с проповедью Евангелия до конца своей улицы?»
Наши предшественники отличались ревностью и посвященностью. Вот пару свидетельств от противников Евангелия.
«Баптисты проявляют большую ревность в своей пропаганде. В Калужской губернии отряд баптистов посетил в неделю молитвы 55 деревень, произнес 50 проповедей и пропел 400 гимнов. В Вологодской губ. один проповедник прошел 300 верст от деревни к деревне, везде устраивая собрания».
В распространении своего учения верующие проявляли не только проповедническую активность, но и деловую смекалку. [В Самаре] на Троицкой ул. Баптисты открыли гостиницу «Привет»: «…все служащие в этой гостинице баптисты занимались пропагандой своего лжеучения среди посетителей гостиницы». В себе Яблонный Враг Николаевского уезда баптисты открыли лавку с красным и бакалейным товаром, которой заведовала Мария Перевертова; помогали ей дочь Анастасия и брат Григорий. «Для большего привлечения покупателей товар нередко раздается в долг, а иногда и совершенно бесплатно».
А вот еще одно: В последнее время сектантские миссионеры совершают свои поездки с прекрасно организованными хорами и целыми десятками юношей, готовящихся к проповедничеству. Живые импровизации фанатиков, в изобилии пересыпанные библейскими текстами, их простые, трогательные грустно-мелодичные напевы производят на народные массы неотразимое, глубоко потрясающее впечатление. К этому нужно прибавить, что сектанты поют свои псалмы и кантаты с большим религиозным воодушевлением, с нервной дрожью в голосе и со слезами на глазах. В этом секрет их успеха и необыкновенного влияния на народные массы.
Хорошим примером для нас является Сын Давидом Иисус Христос. Для Него благовестие - естественная часть жизни. Христос благовествует везде и всегда. Каждый день, каждая встреча, каждый разговор - это свидетельство. Пришел Никодим - Христос говорит о спасении через веру в Сына Божия. Встретил самарянку - ведет ее к живой воде. Собирается народ - проповедует Царство Божие.
Я решил подражать Христу. Зашел в парикмахерскую, почему бы не сказать о Господе? Целых двадцать минут в распоряжении. О чем говорить? Сначала о погоде, потом о домашних животных, детях, работе. Парикмахерская работает по воскресеньям. А как же собрания? Вот тут и зацепка, немного поговорили о вере. Надо продолжить.
Идешь в врачу, запасаешься книгой о духовном здоровье (о том, что Библия говорит о физическом и духовном здоровье).
Пусть Господь благословит, чтобы мы с радостью и уверенностью совершали служение благовестия, ожидая великого от Бога. Чтобы мы делали это вместе, не уставая, доколе Он придет.

Конгресс "Преображение" РС ЕХБ, Проповедь, Леонид Михович

Previous post Next post
Up