Продолжается заочный диалог между А.Кураевым и официальными представителями РПЦ в частности со Всеволодом Чаплиным. Так вот,
отвечая на обвинения в свой адрес, А.Кураев пишет:
"Зачем обманывать самих себя и уверять, будто у нас все происходит и решается строго по святоотеческим и апостольским правилам или по велению Духа Святого? Но критика этих греховных или человеческих искажений разве есть хула на Духа или на Православие?
Расхождение между Писанием и жизнью Церкви отмечал, например, святитель Серафим (Чичагов). Его письмо от 14 ноября 1910 г. плачет: ''Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло свое положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие - содрогаются от развращения или безчувствия духовенства, и еще немного, сектантство возьмет верх…
Никого и нет, кто бы мог понять, наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчет в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Еще год - и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей... Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; все охвачено агонией и смерть наша приближается' (Цит. по: ...И даны будут Жене два крыла. М., 2002, сс. 521-522).
В Церкви есть таинство освящения бездушной, несвободной материи - воды, хлеба, вина, масла. И сколько бы ни прошло времени со дня Водосвятия, вода останется святой. Но нет в Церкви таинства, гарантированно освящающего мозги и уста человека. Человек волен потерять врученные ему дары уже через секунду после вручения. Священнику при хиротонии дается власть освящать космос. Но не даются ему гарантированные мудрость, красноречие, человечность или личная святость".