Церковь судья или адвокат?

Apr 28, 2012 10:45


Уже которое время вокруг выступления панк-группы "Pussy Riot" идут дебаты в России и за ее пределами. Много было высказано мнений за и против, в том числе и среди христиан. Думаю, что настоящий христианин даже в самом названии группы видит богопротивное и пошлое, не говоря уже о том, что эта группа сделала в храме Христа Спасителя. 
Но, может быть, во время оглушительного шума всех СМИ это единственный путь у молодежи, быть услышанным. Они сумели привлечь к себе внимание и в этом их победа. Теперь не так важно, что они находятся за решеткой.
Их послание подхватили другие люди.



"Российская оппозиция готовит ответ на молебен и стояние "в защиту веры, поруганных святынь и церкви", организованный Русской православной церковью 22 апреля в храме Христа Спасителя.
"Панк-группу Pussy Riot обвиняют в том, что они нарушили каноны православной церкви. Мы же собираемся устроить молебен согласно всем церковным канонам. Никаких политических лозунгов и агитаций не планируется", - заявил лидер молодежного движения "Мы", член федерального политсовета "Солидарности" Роман Доброхотов".Главным содержанием молитвы этих людей является прошение к той же богородице, чтобы она прогнала Путина.Мягко говоря, молитва к деве Марии, неевангельское действо и противно Богу. Но сейчас не об этом.
Реакция церковных властей на выступление и молитвы молодежи неоднозначны. Неудобство таких молитв состоит в том, что церковь втягивают в политическое противостояние или войну. Понятно, что в среде православных, как и в среде протестантов есть разные люди, которые поддерживают или противостоят существующей власти. По этой причине есть большая опасность разделения церкви изнутри не по богословским, а по политическим мотивам. 
Такое разделение духовно уже существует и ослабляет церковь, но оно невидимо, границы не очерчены и юридически это не оформлено.
Из истории мы знаем, что политические преобразования способствуют внутрицерковным конфликтам и разделениям. Это хорошо видно на примере новой истории в Украине, где ПЦ распалась на несколько частей.
Но как быть теперь церковным иерархам? Как реагировать на происходящее? Церковь же не может поддерживать бесчиноство, которое совершается молодыми людьми. Вот почему председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: "Ни молитва, похожая на лозунг за власть, ни молитва, похожая на лозунг против власти, в храме неуместна. Я надеюсь, что люди, планирующие прийти в храм, поймут это и в первую очередь подумают, что им нужно сказать Богу, а не телерепортерам или блоггерам". 
Далее священник обозначил главное содержание молитвы с которым человек должен приходить к Богу: "Поэтому любому, кто хочет помолиться в православном храме даже про себя, стоит прежде всего научиться молиться именно о том, что нам нужно по-настоящему, а это вхождение души в вечную жизнь. Все политические вопросы глубоко вторичны. Какая власть была вчера, какая есть сегодня и будет завтра, перед вопросами твоего спасения - дело не десятое, а сто десятое как минимум. И, конечно, настоящая молитва никак не совпадает с политическими лозунгами".
Всеволод Чаплин указал на то, что, представ перед лицом Бога в храме, человек прежде всего должен спросить себя: а что от него сейчас хочет услышать Бог - "того ли, с чем он пришел, или чего-то совсем другого".
Нельзя спорить с тем, что сказано высоким иерархом. Но в глазах общеста православная церковь сопряжена с властью, поддерживает и благословляет ее, что было неоднократно продемонстрировано, в том числе и в пасхальную ночь, когда Патриарх Кирилл лобызал или особо приветствовал Президента и Премьер-министра. Но разве можно себе представить, что в какой-то, в том числе протестантской церкви, не обратят внимание на то что на их праздничном богослужении присутствует сам Президент России? Так что упрекать Патриарха в данном случае дело бесперспективное. Однако факт остается фактом, что таким образом церковь оказывает, в том числе и политическую, поддержку властям.
Поэтому очевидно, что власть, которая компроментирует себя своими поступками и братается с церковью, компроментирует и церковь. Церковь же в свою очередь, обязана отдавать кому честь - честь, кому оброк - оброк. Однако церковь должна быть совестью нации и обличать, в том числе и людей находящихся во власти. Но кто знает, может быть в личных беседах с людьми власти иерархи и обличают их за нечестие? Возможно, что земные владыки приходят на исповедь и каются за свои многие прегрешения? Должна ли церковь осуждать неправильные поступки лидеров государства публично? Вопрос серьезный, неоднозначный и небезопасный. Думаю, что церковь не призвана бороться против власти, но она призвана бороться против нечестия. Поэтому со стороны церкви не должна исходить инициатива свержения власти, но церковь должна обличать конкретные деяния определенного человека и призывать его к покаянию.
Что касается реакции на выступления молодых людей, церковь действительно должна реагировать на это более спокойно и с любовью. Если молодые люди нарушают закон, то судить их за это должна не церковь, а государство. И раздающиеся в церкви голоса, что мол таких на костер или на эшафот - это уже не от Духа Божия. Это тот же самый случай, когда ученики Христа хотели сжечь деревню в Самарии, за то что не приняли их делегацию там, а Христос на это им ответствовал: "Не знаете какого вы духа!" В данном случае, на мой взгляд, церковь должна выступать адвокатом перед государством, чтобы оказать оскорбляющим ее людям милость.

Суд, РПЦ, Бесчинство, Политика, Милость

Previous post Next post
Up