про беспорядки, технологии, лица и капельку искусства

Jan 23, 2021 02:06

Признаюсь честно, меня каждый раз завораживают ситуации, когда встречаются искусство/технологии/современность, когда она отражают/дополняют друг друга, повторяют на новом витке. Но обо всё по порядку.

1. В августе 2011 года Англию потрясли беспорядки в пригородах Лондона. Тогда в ходе волнений от огнестрельного ранения погиб один человек, пострадали десятки людей (в том числе и полицейские), было сожжено множество автомашин, разграблены десятки магазинов и ресторанов. Поводом послужило убийство полицейскими среди белого дня 29-летнего местного жителя Марка Даггана, который подозревался в торговле наркотиками, ношении оружия и членстве в ОПГ. У независимой общественная комиссия по жалобам на полицию возникли сомнения, что он дал повод к такому развитию событий, а возмущение родственников, друзей и жителей окрестных кварталов вскоре выплеснулось на улицы.

Главным документальным свидетельством беспорядков (помимо фотографий очевидцев и телевизионной съемки) стали камеры видеонаблюдения (CCTV). В силу исторической специфики в то время Лондом (да и сейчас он в лидерах) был самым "просматриваемым" городом в мире. По неподтвержденной статистике в 2011 году на улицы города смотрели 8000 камер. И попасть в их поле зрения было совсем не сложно.

К утру 10 августа уже были задержаны 888 человек. Но и после полиция продолжала активно работать с фото и видеоматериалами. "Картина за картиной эти преступники выявляются и арестовываются, и мы не позволим никаким фальшивым заботам о правах человека помешать публикации этих фотографий и аресту этих людей", - заявлял в то время премьер-министр Дэвид Кэмерон. Не смотря на то, что система распознавания лиц уже существовала не первый год (а любые такие события всегда использовались для продвижения этой технологии её пиарщиками) власти открыто обратились к населению с просьбой о помощи в опознании мародёров.

2. Этим и воспользовался французский художник Tiane Doan na Champassak, выпустивший в том же году книгу Looters (Мародеры). По его словам в неё вошли изображения мародеров, снятые во время беспорядков, произошедших в Англии 6-10 августа 2011 года и найденные в Интернете. Видимо, на сайтах полиции. В книге нет никаких других снимков, кроме черно-белых портретов погромщиков, собранных в пары на разворотах. Снимки эти, зачастую, крайне низкого качества и практически не включают контекст происходящего, о котором можно догадаться лишь по выражению некоторых лиц или элементам одежды эти лица скрывающим. Единственное, что дополняет каждый снимок - абстрактное имя файла в формате jpg как будто сгенерированное при его сохранение на жесткий диск.



https://siamsguybooks.com/product/looters-first-print/

Благодаря сети можно почитать архивный текст в блоге propagandаphotos (books, politics and photography) со свежим на тот момент взглядом на книгу и контекст. Почитайте, он любопытный.

Сссылаясь на то, что камера CCTV не предотвращает насилие, а лишь безучастно (а ещё и бесстрастно, а ещё и художественно невыразительно) взирает на него с позиций контролирующего, автор блога в финале заметки приходит к мысли о том, что "в отличие от фотожурналистических репрезентаций беспорядков, которые обычно фокусируются на драме насилия, книга "Мародеры" представляет собой беспомощный взгляд ока власти, смотрящего сверху вниз на беспорядок и хаос, которые она должна была бы предотвратить."

3. Проходит 10 лет и, кажется, история повторяет себя на новом витке. В первую неделю января случаются беспорядки с проникновением "народных масс" в Капитолий, в том числе в служебные помещения. В стране, в которой огнестрела много как нигде, к сожалению, не обходится без гибели пяти людей. Поддерживающих Трампа в итоге выгоняют из здания, но до этого, в духе времени, активно делятся друг с другом селфи и видеосъёмками яркого события вовсе не думаю о геотегах, автоматически проставляющихся под каждым их медиаматериалом.
А затем происходит, то, что происходит. Соцсеть Parler, ставшая на момент "захвата Капитолия" центром общения и координации действий для ярых трампистов и вообще правых сил, где и появлялись все эти материалы, лишается поддержки решительно всех партнеров (и даже хостинга в облаке Амазона). В свою очередь это в определенный момент позволяет взломать сеть и выкачать весь архив видео и фотографий, загруженный туда пользователями ранее, чем и воспользовались технически подкованные люди, а затем просеять по геотегам.

В сети появляется анонимно созданный сайт с лицами всех присутствоваших в Капитолии. Вот как об этом пишет сайт WIRED:

"В конце прошлой недели в Интернете появился веб-сайт под названием Faces of the Riot, на котором не было ничего, кроме обширной сетки из более чем 6000 изображений лиц, каждое из которых было помечено только строкой символов, связанных с видео Parler, в котором оно появилось. Создатель сайта рассказывает WIRED, что он использовал простое программное обеспечение для машинного обучения с открытым исходным кодом и распознавания лиц для обнаружения, извлечения и дедупликации каждого лица из 827 видео, которые были размещены в Parler изнутри и снаружи здания Капитолия 6 января, в день, когда радикально настроенные сторонники Трампа штурмовали здание в ходе беспорядков, приведших к гибели пяти человек. Создатель Faces of the Riot говорит, что его цель состоит в том, чтобы позволить любому легко отсортировать лица, извлеченные из этих видео, чтобы идентифицировать кого-то, кого они могут знать или узнать, кто принимал участие в толпе, или даже сравнить собранные лица с плакатами разыскиваемых ФБР и отправить наводку в правоохранительные органы, если они кого-то заметят."



Это "око власти" уже не получится ассоциировать с безвольно висящими на стенах камерами наблюдения, взирающими на происходящее сверху-вниз и со стороны. Теперь это око внутри толпы, оно часть толпы, оно, буквально, стало нашей частью. Кому оно принадлежит? Государству, IT-корпорациям или удачливым хакерам?

Такой вот Cyberpunk 2077.

И, пожалуйста, не снимайте на митингах. С сегодняшнего дня и никогда.
Previous post Next post
Up