Ладога 2011 - На "Валааме" до Валаама. День 3. Валаам! Мы дошли!

Jan 24, 2016 02:29

Третий день нашего путешествия по Ладоге на швертботе "Валаам" 10 июля 2011 года. Покинув "радиоактивный" остров Мёкериккё, мы выдвинулись в сторону острова Валаам. Между нами и Валаамом островов, на которых бы мы могли остановиться, больше не было. Мы шли вперёд по зеркальной глади Ладоги, шли на парусе, пытаясь уловить ветер, помогали вёслами, шли к своей намеченной цели. И другого пути у нас уже не было. Наступал кульминационный момент (как мы тогда считали) нашего путешествия. Но мы ошибались. Как потом оказалось, это была только пред-кульминация. Основные события, ради которых вероятнее всего и состоялась наша поездка, были ещё впереди. И об этом позднее.



Когда очертания "радиоактивного" острова Мёкериккё скрылись из поля зрения у нас вдруг проснулся зверский аппетит. Не удивительно, завтракали то мы в девять часов утра, а сейчас уже начало пятого вечера. А ребята ещё постоянно гребут. Как хорошо, что накануне во время стоянки на Рахмансаари мы, предвидя ситуацию длительного перемещения по воде, сварили полный 18-ти литровый кан  борща и половина кана у нас ещё осталась. Народ дружно загремел пластиковыми мисками.



Настя на раздаче. И вот уже в мисках хороший наваристый борщ с ароматом дымка. Вообще обедать в таких условиях было необычно, но во первых мы не тратили время на остановку для перекуса, а во вторых между Мёкереккё и Валаамом останавливаться было просто негде.



После посещения "радиоактивного" острова очень кстати пришлось и  красное вино.



А на горизонте уже явно проступают очертания острова Валаам и белой точкой обозначен Никольский скит - как маяк для всех путешествующих.



До Валаама ещё достаточно далеко, а за кормой вообще бескрайняя голубая искрящаяся гладь воды. И где-то там за горизонтом остался материк. Но хорошо, что хоть Валаам уже видно, когда впереди была такая же пустынная гладь, как сейчас за кормой, когда не видно было берегов вообще, было немного стремновато.



Кто когда-либо был на Ладоге и посещал Валаам, могут представить, какой путь на небольшой парусно-вёсельной лодке (даже без мотора!) нами был проделан и с какими рисками это было связано, а для остальных я поясню, что Ладога - достаточно капризное и своенравное озеро. Во-первых оно большое, такое, что берегов его во многих местах не видно, то есть создаётся ощущение, что ты плывёшь не по озеру, а по океану! Во-вторых оно глубокое, дно его изрезанное и местами глубина достигает 230 метров. У нас с собой был туристический навигатор Garmin Oregon 450, показывающий глубину. И местами его показания на нас производили неизгладимые впечатления. И в-третьих Ладога известна своим непредсказуемым скверным характером. Раздуть волну на ней может за 30 минут, волны в ней могут быть разнонаправленные, а ещё бывают на ней волны-убийцы...

Ниже приведу две карты - расположение Валаама на Ладожском озере с указанием Берёзово (откуда стартовали):




и карта северо-западной части Ладожского озера с указанием места старта (Берёзово) и предыдущих ночёвок: первая ночь на острове Селькамарьянсаари, вторая ночь на острове Рахмансаари, посещение острова Мёкериккё и четвёртая ночь на острове Валаам (острова небольшие и находятся под буквой "о." в названии острова):




Между островами Мёкериккё и Валаамом 12 километров. Спустя два часа (к 18 часам) мы приблизились к Валааму в районе между метеостанцией и Большой Никоновской бухтой, где останавливаются большие четырёхпалубные теплоходы, и стали двигаться вдоль берега в сторону Большой Никоновской бухты. Ребята вновь сели на вёсла, так как вблизи от берега лавировать с ветром было сложнее.



Перед проливом в Никоновскую бухту красивый многослойный скалистый берег, на больших теплоходах его обычно не так хорошо видно, так как они не подходят так близко.



Берег обрывается и уже виден проход в Большую Никоновскую бухту. На горке над пристанью голубые купола красного Воскресенского скита.



Бухтой это место можно называть весьма условно. Скорее это просто удобный для теплоходов берег, защищенный от штормовой Ладоги цепью малых островов. Бухта достаточно большая, то, что важнее - имеет два входа, что позволяет четырехпалубным теплоходам швартоваться и выходить без разворота на тесной акватории.



Минуя один проход в бухту, мы продолжаем движение вдоль острова Никоновского. Более 50 скалистых островов помимо самого крупного Валаама (площадью почти тридцать квадратных километров, что составляет около двух третей от площади всего архипелага) составляют Валаамский архипелаг.



Далее следует ещё несколько островов поменьше Овсяный, Ржаной и мы подходим ко второму входу в бухту, где проходит фарватер.





Мимо пролетает метеор, поднимая волну.



Метеоры не останавливаются в Большой Никоновской бухте. Они везут своих пассажиров в Монастырскую бухту в центральную усадьбу к Валаамскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю.



Когда проходили Никоновскую бухту, в бинокль прочитали, что один из теплоходов, стоящих на пристани называется «Санкт-Петербург». На нём в тот год работали наши друзья Кристина и Сергей  из дуэта "Ретро вдвоём". Мы связались с ними по мобильному телефону, они были ОЧЕНЬ удивлены встрече с нами в таком формате. Ожидая, пока они выйдут из каюты на пристань, мы немного задержались в Никоновской бухте, сделали круг почёта  и под всеми парусами, проважаемые махающими с пристани руками, гордо удалились в направлении соседней Малой Никоновской бухты.



Обходим мыс, на котором стоит Воскресенский скит и сворачиваем в небольшую бухту Малую Никоновскую. Здесь достаточно тихо. Ствол засохшего дерева облюбовали чайки.



По каменистому склону гордо вышагивают чайкины детки.



Теплоход «Илья Репин» уходит с Валаама.



Путь из Большой Никоновской бухты в Малую занял у нас пол часа.



Здесь мы думали остановится на ночь, прогуляться до больших теплоходов и пообщаться с нашими друзьями, которые через час с небольшим должны были покинуть остров, так как ночёвка у "Санкт-Петербурга" на Валааме не предусмотрена.



Но практически сразу нарисовался лесничий и попросил нас проехать на платную яхтенную стоянку. таких стоянок было две: одна располагалась в районе Скалистого берега (в другую сторону от метеостанции), а вторая располагалась за Монастырской бухтой, в километре (по суше) от монастыря. Мы решили не испытывать терпение местных властей, снялись с якоря и погрябали дальше вдоль берега.



Планы на встречу с друзьями потерпели фиаско и мы продолжили движение в сторону Монастырской бухты. В
 стророну Скалистого берега не хотелось возвращаться, к тому же стоянка в районе Монастырской бухты всё же ближе к основным достопримечательностям Валаама.











Догребли до Монастырской бухты. Через пролив перед нами предстали купола Спасо-Преображенского собора и Колокольни. Колокольня была вся в лесах. Реставрация шла полным ходом. Никольский скит прямо у нас по курсу также был частично зашит строительными лесами. На часах 20:30, а это значит, что вот уже два с половиной часа мы идём на вёслах вдоль острова Валаам.



У каждого своя дорога к храму, у нас она была физически тяжёлой - два с половиной дня на вёслах. Но есть в этом и что-то символическое.
В Х веке двое иноков, Сергий и Герман, приплыли на лодке по Ладожскому озеру (озеру Нево), вселились на один из скалистых островов и основали монашеское братство Валаамского Ставропигиального мужского Спасо-Преображенского монастыря.
Наш экипаж, экипаж парусно-вёсельного швертбота «Валаам», ведомый двумя капитанами Сергеем и Германом, приплыл на Святой остров Валаам накануне дня празднования Святых Сергия и Германа Валаамских.
И Сегёга и Гера ступили на Валаамскую землю впервые. Каждый год, бороздя Ладогу с группами туристов на протяжении 10 лет, они ни разу не доплывали до святой земли Валаама. И так уж получилось, что живя в Питере, ни разу на Валааме не были.
И как потом оказалось, всё это было неслучайно, так как не окажись нашего экипажа в нужное время на нужном месте, не было бы сейчас в живых хорошего человека - Игумена Отца Софрония - настоятеля закрытого для посещений паломниками Ильинского Скита, расположенного на острове Лембас Валаамского архипелага.
Просто мурашки по коже от такого количества совпадений.



Солнце стало клонится к горизонту и осыпало воду множеством бликов.







А мы к девяти часам вечера наконец-то (да будет хвала нашим гребцам!) достигли яхтенной стоянки. Подход по воде очень плохой. Сплошные валуны. Подходить к берегу нужно очень аккуратно, чтобы не повредить днище. Нормально подойти можно наверно только на байдарке. Мы всё же пришвартовались и встали лагерем на краю большой поляны.



Помимо нашей группы на поляне ещё стояли палатки. Мне это место напомнило палаточные лагеря на Соловках. В прошлом 2010 году мы жили на Соловках в похожем лагере. Палатку и вещи оставляли днём без присмотра. Уходили на экскурсии на целый день. С собой брали технику и ценные вещи. За время, проведённое нами на Соловках, ничего из палаток не пропало.





Наш лагерь.



Серёга и Гера уже колдуют около костра.



Пока готовится ужин, мы разбредаемся по поляне. Привычный уже на Ладоге - восхитительный закат. Смена картинки происходит так быстро, что палец устаёт от постоянного нажатия на спусковую кнопку фотоаппарата. А мучительный отбор снимков для этого поста занял не один час.











Наши рыбаки Лёша с Герой схватились за удочки. Но рыба в этот вечер не очень то желала насаживаться на крючок.









Ура! Мы сделали ЭТО! Мы на Валааме! Цели нашего путешествия суждено было осуществиться к вечеру третьего дня плавания. Впереди ужин, праздничный глинтвейн, песни под гитару, отдых. С утра планировали посмотреть остров, дойти до монастыря, посетить службу, сходить к Никольскому скиту и потом отплыть в сторону Баеровых островов Валаамского архипелага и следующую ночь провести на одном из них.





Подоспел праздничный глинтвейн.







И ещё немного заката. В период Белых ночей (а здесь, на Ладоге, это период гораздо длиннее, чем в Питере) солнце садится медленно и очень красочно. Каждый вечер по своему.













Ближе к полуночи у меня вдруг возникла идея погулять по ночному Валааму. В этом путешествии принимали активное участие три члена нашей семьи: я, муж и наш 23-летний сын. И сын был на Валааме впервые. Ну как тут упустить возможность ночной прогулки:) Так как я на Валааме была уже много раз и неплохо ориентировалась на местности, мы решили дойти до монастыря (1 км) потом по старой Монастырской дороге до Никоновской бухты, где стоят большие теплоходы (ещё 6 км) посмотреть скиты Воскресенский (красный) и Гефсиманский(деревянный)  и вернутся обратно. Взяли навигатор с установленной точкой лагеря, фотоаппарат и двинулись в путь. Не успели мы пройти несколько шагов, как с нами приключилась ещё одна интересная история.

Мы вышли на большую поляну Яхтенной стоянки. Нас останавливает Батюшка в рясе и просит подойти к общему костру и отведать со всеми печёной картошки и монастырской трапезы. Мы стали объяснять, что не голодны, так как сами только что поужинали, но после непродолжительных уговоров быстро сдались и подошли к достаточно большой компании. Пока картошка запекалась, завели разговор. Со слов окружающих Отец Леонтий, оказался Игуменом Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря, что в Ростове Великом. Это огромный монастырь с большими красивыми ухоженными храмами, мы в нём были в начале июня, на Троицу, то есть месяц назад. Ниже  я размещаю фото Спасо-Яковлевского Дмитриевого монастыря, каким мы его увидели в начале июня. И Игумен этого монастыря общается с нами совсем по простому, угощает трапезой и его палатка стоит с нашими палатками на одной поляне. Вот это Да! В какой-то момент у меня в голове промелькнула мысль: неужели такое вообще может быть, может это розыгрыш. Но мысль быстро ушла, ведь земля Валаама считается Святой, благодатное, намоленное место, а значит здесь всё возможно!



Нас угостили монастырской трапезой, печёной картошкой, особенным Ростовским хлебом, который выпекается только в Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре. Хлеб завернули в пакет и дали с собой, но когда Отец Леонтий  узнал, что мы собираемся на прогулку по ночному Валааму к скитам, он дал нам на это своё благословение и попросил одного из присутствующих около костра паломников отнести хлеб на место стоянки нашей группы, чтобы мы не носили его с собой. Наутро мы пришли в лагерь и нам рассказали, как подошёл человек и передал хлеб для группы, из которой женщина с сыном пошли на прогулку по ночному Валааму. Кстати хлеб на самом деле был очень вкусный.
Позднее, в интернете на сайте Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря мы нашли фотографию братии монастыря и узнали на ней отца Леонтия, который угостил нас хлебом (На фото но пятый от правого края).



Пока мы разговаривали около костра, мы узнали ещё одну интересную новость. Оказывается попали мы  на землю Святого острова Валаам в канун дня празднования основателей Спасо-Преображенского монастыря Святых Сергия и Германа. И Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  так же прибыл на Валаам для того, чтобы отслужить службу в Спасо-Преображенском соборе в честь этого дня. Именно поэтому в это место и в этот день и стремились паломники, чтобы попасть на службу с Патриархом и поприсутствовать на праздновании дня почитания Валаамских святых.
То есть наши ребята Сергей и Герман, не только повторили путь Валаамских святых Сергия и Германа, приплыв на остров Валаам на лодке, но и дата их прибытия на Валаам совпала с днём почитания их поимённых Святых. Вот это совпадение!



Мы продолжили свой путь. Фотографировать старалась без вспышки. Освещение Белых ночей это позволяло, но не все фотографии получились. Это внутренний дворик Спасо-Преображенского монастыря. Время 1 час 20 минут. Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и Троицы Живоначальной



Вид на монастырь от Знаменской часовни. Надвратная церковь Петра и Павла (кстати день Святых первоверховных апостолов Петра и Павла относится к великим православным праздникам и отмечается на следующий день после дня Валаамских Святых Сергия и Германа 12 июля) , Колокольня и Спасо-Преображенский собор в ночи (1 час 40 минут).



Дерево на старой Монастврской дороге.



Воскресенский скит с церковью Воскресения Христова. Время 3 часа.



Гефсиманский скит с церковью Успения Пресвятой Богородицы, часовней Вознесения Господня и часовней иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Время 3 часа 20 минут.



В лагерь вернулись в 4 часа 45 минут. Как раз вставало солнце. Сын пошёл в свою палатку. Нужно было хоть немного поспать. Ведь впереди был день, насыщенный событиями и эмоциями. А я не могла оторваться от этого восхитительного зрелища.



Восход солнца в июле - зрелище непередаваемое словамии. Белая ночь похожа на пасмурный день. Тепло и сухо. Небольшие сумерки. Солнце появляется незаметно. Вроде вокруг ничего не изменилось, только вдруг появляется розовая полоска света, потом розовый шар, свет нерезкий, очень мягкий. И вот уже весь горизонт переливается всеми оттенкам розового, оживает природа, начинают раздаваться первые робкие птичьи переливы - всё постепенно просыпается.













швертбот, Валаам, Карелия, яхта, парус, Ладожское озеро, Ладога

Previous post Next post
Up