Количество в "Науке логики"

Jan 17, 2009 17:44

Количество, во-первых, основано на той же определенности, которая представляет собой качество. Когда определенность берется непосредственно, получается качество; количество же предполагает некое опосредование. А именно, количество представляет собой (это уже во-вторых) для-себя-бытие, отношение с собой в форме бытия (а не в форме знания себя, например). И здесь возможно весьма наглядное разъяснение. Ведь ясно, что количество возникает при счете или измерении. То и другое - деятельность, возвращающаяся в свое начало, повторяющееся указывание на что-либо. Число предметов есть число указаний на них. Т.е., количественная определенность на самом деле представляет собой определенность деятельности - хотя для нас, считающих, это определенность вещи. Момент движения, итеративного процесса, подчеркивается введением понятий "притяжение" и "отталкивание", с помощью которых далее выводится понятие "величины" (количества). Для меня загадка, почему сам Гегель не говорит здесь о счете и измерении; быть может, на его построение повлиял опыт рассмотрения метафизики Канта (обсуждению "построения материи из сил притяжения и отталкивания" у Канта посвящено здесь пространное, шестистраничное примечание). Притяжение и отталкивание - не метафоры: речь именно о физических притяжении и отталкивании, которые, как считает Гегель, по своей логике должны рассматриваться именно здесь - после "одного и многого" и перед "величиной". И действительно, они, как я сказал, здесь уместны, т.к. указывают на важный момент понятия количества. Но выглядит это несколько дико и, наверное, лучше было бы здесь все же говорить о счете и измерении...

философия, Наука логики, Гегель

Previous post Next post
Up