Индивидуальность и особенность

Apr 29, 2008 19:05

Когда в дебрях "Феноменологии духа" вдруг попадается понятный фрагмент, это производит почти пугающее впечатление - как если бы бессловесное животное вдруг заговорило :) Но если подумать, то появление таких фрагментов закономерно: ведь дух и на достаточно высокой ступени развития в чем-то возвращается к уже пройденным этапам. Речь, скажем, о духе, т.е. уже и самосознание осталось где-то позади и внизу, но вдруг снова появляется, допустим, структура чувственной достоверности, с которой некогда и началось все движение "Феноменологии".

Ну вот, например, рассматриваем мы образованность, как форму отчужденного от себя духа. Образование состоит в снятии "природной самости". Были у нас дети, каждый ребенок со своими особенностями - один жадный, другой шумный, третий плаксивый и т.д. Но вот они пошли в элитную школу, и глядишь - через пару лет стали все одинаковыми маленькими джентльменами. И в этом их сила и суть индивидуальности каждого из них!
Каждый из них "образованный человек", и теперь ему все двери открыты - в престижный колледж, в гвардию, в университет... Но кто-нибудь скажет, что ведь это подавление личности, нивелировка; разве природные особенности характера - это не то, что придает человеку неповторимость, создает, собственно, вот эту конкретную личность и определяет ее исключительную ценность, как уникального творения природы?! - Да нет, - говорит Гегель, - напротив: природные особенности - это то, в чем каждый человек типичен, что не позволяет ему реализоваться в качестве уникальной "самости": "особенность какой-нибудь натуры, становясь целью и содержанием, есть нечто бессильное и недействительное; она есть вид, который тщетно и комично старается осуществить себя; она есть противоречие, состоящее в том, что особенному сообщается действительность, которая непосредственно есть всеобщее. Если поэтому индивидуальность ложно полагается в особенности натуры и характера, то в реальном мире нет индивидуальностей и характеров, а индивиды обладают друг для друга равным наличным бытием; такая мнимая индивидуальность есть именно наличное бытие, которое только мнится и которая не имеет постоянства в том мире, где только то обретает действительность, что отрешается от самого себя и в силу этого есть лишь всеобщее" (с. 264).

Но ведь такая коллизия между всеобщностью и уникальностью встречалась нам еще во второй части главы "Сознание", где речь шла о вещи с множеством свойств! Еще у Порфирия есть рассуждение о том, что вещь уникальна благодаря комбинации свойств, которая не может быть в точности той же самой у другой вещи. Гегелевская диалектика выявляет неадекватность этого построения. Ведь разные свойства безразличны друг к другу, а значит, их комбинация - чистая случайность, не имеющая смысла и ценности. То, что вещь есть "исключающее одно", равным образом справедливо мыслить и как следствие множества свойств, и как основание для них. И в этом втором случае "самость" вещи оказывается всеобщей "вещностью", а вовсе не чем-то уникальным.

Образованный индивид в приведенном фрагменте рассматривается именно как обладающая свойствами вещь. Разница только в том, что вещь всего лишь мыслится, тогда как индивид осуществляет сам себя, в качестве образованного либо природного индивида - однако эта разница не влияет на результат. Но, конечно, рассматривать индивид как вещь - это только один из возможных аспектов его рассмотрения. На этой возможности Гегель задерживается недолго - но достаточно, чтобы читатель с изумлением осознал, что он вдруг почему-то начал понимать ход мысли автора :)

философия, Гегель, Феноменология духа

Previous post Next post
Up