Thomas Weitzel, María Carolina Silva-de la Fuente, Constanza Martínez-Valdebenito, Alexandr A Stekolnikov, Caricia Pérez, Ruth Pérez, Cecilia Vial, Katia Abarca, Gerardo Acosta-Jamett, Novel vector of scrub typhus in subantarctic Chile - evidence from human exposure, Clinical Infectious Diseases, 2021;, ciab748 (accepted manuscript),
https://doi.org/10.1093/cid/ciab748 Таких сенсаций не было примерно сто лет, с начала исследования клещей-краснотелок в качестве переносчиков кустарникового тифа! Впервые выявлен переносчик этой болезни, не относящийся к роду Leptotrombidium. Это вид, который я описал в 2015 г. из Чили - Herpetacarus antarctica (Stekolnikov et González-Acuña, 2015). Это также первый случай точного определения клещей-краснотелок, напавших на человека в Чили, и первая находка рода Herpetacarus на человеке.
Кустарниковый тиф традиционно относят к тропическим инфекциям, хотя российское Приморье, на которое приходится северный угол "треугольника цуцугамуши", это уже далеко не тропики. Но район Чили, где в 2010 нашли природные очаги кустарникового тифа - субполярная территория. Материал для статьи был собран в марте 2020 г. в окрестностях деревни Caleta Tortel. Острова, фиорды, ледники, холодный океанический климат - без морозов, но и без температур выше 15 С даже летом:
Во время работы над статьей я впервые понял, что там, собственно, случилось. Три паразитолога приехали собирать клещей-краснотелок с грызунов и пошли ставить мышеловки. Когда они лазали по кустам, на них напали клещи. Для двоих дело ограничилось тромбидиозом (кожная реакция, примерно как при комариных укусах, но держится дольше), а третья через неделю заболела кустарниковым тифом. Разумеется, у них был с собой доксициклин, прием которого дал быстрый и полный эффект. Но при этом они сделали все, что требовалось для подтверждения факта переноса возбудителя клещами: взяли на ПЦР кровь пациентки и материал струпа в месте укуса, а также собрали клещей - 27 с себя и 23 - с растительности, "на флаг", т.е. на кусок ткани, волочившийся по кустам. Клещей потом изучили под флюоресцентным микроскопом, чтобы убедиться, что все они относятся к одному виду, затем часть отпрепарировали для точного определения, а часть отправили на ПЦР, чтобы найти ДНК возбудителя болезни. И в материале струпа, и в значительной части клещей была благополучно найдена ДНК риккетсии Orientia, вызывающей кустарниковый тиф. Кровь, к сожалению, брали уже после терапии доксициклином, поэтому там ничего не нашли.
Кстати, это моя первая публикация в журнале с импактом выше 8.