Выношу отсюда, чтоб не пропало: http://kosilova.livejournal.com/461569.html, "Думаю о критерии, когда частицу материи можно назвать элементарной: когда у нее есть только одно свойство".
Я вот немножко против того, чтобы говорить о "вещи". Я изначально ставила вопрос об "элементарной частице". Причем имела в виду именно элементарную: кварк, например. Но ясно, что это еще не элементарная. У кварков вроде бы только 4 свойства. Это ведь уже достаточно мало? Так вот, нет ли каких-нибудь еще более элементарных частиц, которые обладают именно строго одним свойством? Эти элементарные частицы вполне могут и не быть вещами, то есть не иметь самостоятельного существования. Свойства индивидуализирующие (время и место нахождения, скажем) в расчет не брать. Брать сущностные, если можно так выразиться, свойство. Чтобы по физике все было. Насчет "различия между черным и белым как таковым" - я не поняла аргумента. Ну вот, грубо говоря, у элементарных частиц есть разница в заряде: отрицательные, положительные, нейтральные. Вот и свойство (два-три свойства). При чем тут "заряд как таковой"? Это то же самое свойство и есть, если не считать еще отдельным свойством то, что находится у нас в голове (типа мысль о свойстве).
А если частица неоднородна внутри, т.е. в ней можно выделить области-носители разных свойств, но при этом разделить ее на эти области принципиально невозможно? В физики, насколько я понимаю, именно эта ситуация.
Насчет "различия между черным и белым как таковым" - я не поняла аргумента.
Ну вот, этот атом белый, а тот - черный. Значит, кроме цвета, еще есть различие "этот-тот". Если же нет "этого" и "того", то непонятно, что, собственно, сравнивается по цвету.
У Порфирия, помнится, говорится о "различии по числу" (что, например, Шаталкин в "Линнеевском сборнике" интерпретирует как "различие по количественным признакам" - по размеру, скажем). Мне кажется, что тут Порфирий (наверное, это и у Аристотеля было - но мне сейчас не проверить) пытается сказать именно о таком различии, которое не было бы связано ни с каким "свойством": различие между "одним" и "другим" в чистом виде. Но ясно, что такое различие - чисто теоретическая штука, мысль о различии как различии. В физике же неизбежно его раскрытие путем введения каких-то других конкретных свойств.
Забавно, что, насколько я понимаю, у самих элементарных частиц нет привходящих признаков (акциденций), по которым различаются индивиды одного вида. Т.е. электроны, например, не различаются "по числу" в порфириевском смысле. Их можно, конечно, посчитать, но лишь на основании различия их положений: если же электроны А и В поменять местами, то после такой операции уже невозможно установить, кто из них А, а кто В.
Свойства индивидуализирующие (время и место нахождения, скажем) в расчет не брать. Брать сущностные, если можно так выразиться, свойство. Чтобы по физике все было.
Насчет "различия между черным и белым как таковым" - я не поняла аргумента. Ну вот, грубо говоря, у элементарных частиц есть разница в заряде: отрицательные, положительные, нейтральные. Вот и свойство (два-три свойства). При чем тут "заряд как таковой"? Это то же самое свойство и есть, если не считать еще отдельным свойством то, что находится у нас в голове (типа мысль о свойстве).
Reply
Reply
Reply
Ну вот, этот атом белый, а тот - черный. Значит, кроме цвета, еще есть различие "этот-тот". Если же нет "этого" и "того", то непонятно, что, собственно, сравнивается по цвету.
У Порфирия, помнится, говорится о "различии по числу" (что, например, Шаталкин в "Линнеевском сборнике" интерпретирует как "различие по количественным признакам" - по размеру, скажем). Мне кажется, что тут Порфирий (наверное, это и у Аристотеля было - но мне сейчас не проверить) пытается сказать именно о таком различии, которое не было бы связано ни с каким "свойством": различие между "одним" и "другим" в чистом виде. Но ясно, что такое различие - чисто теоретическая штука, мысль о различии как различии. В физике же неизбежно его раскрытие путем введения каких-то других конкретных свойств.
Reply
Reply
Leave a comment