http://trombicula.livejournal.com/185456.htmla-marko:
вера в чистом виде - отношение к неналичному как данномуЕстественнонаучная апологетика говорит не о вере как таковой (которой естественнонаучные аргументы действительно не нужны), а об истории мира и действиях Бога в ней, которые, в отличие от самого Бога, нельзя назвать "неналичными". Верить,
(
Read more... )
Reply
Reply
Я не вижу никакого глубокаго смысла въ раздѣльномъ разсмотрѣнiи религiознаго и всякаго прочаго опыта. По-моему, есть просто опытъ.
Хорошо, всё это выносимъ за скобки, подходимъ "со стороны вѣры". Вотъ передо мной текстъ Шестоднева, а вотъ - очередная статья на antropogenez.ru; я пока не придумалъ точки зрѣнiя, изъ которой одно другому не противорѣчитъ (а что первое приходитъ въ голову - осуждено какъ ересь въ третьемъ, что ли, вѣкѣ; при этомъ я даже не говорю о "буквализмѣ", который для меня не проходитъ чисто лингвистически). Что я долженъ увидѣть "со стороны вѣры", чтобы этого противорѣчiя не было?
Reply
Точно таким же образом, если Бог вложил в нас способность познавать буквы, из которых составлена Книга Природы (АГЦТ :)), то можно задаваться вопросом, что Он хотел нам сообщить, организовав процесс антропогенеза таким сложным способом, а не сделав его максимально приближенным к повествованию Книги Бытия.
Библия и Природа - книги одного и того же Автора: если одна из них в чем-то явно и демонстративно противоречит другой - значит, само это противоречие является посланием, смысл которого необходимо понять. Пытаться же его замазать (путем ли отрицания значения одной из этих Книг, либо путем хитромудрого "согласовывания") - близко к нечестию.
Reply
Reply
Это интересная и красивая мысль. Но я скорее склонен считать, что откровение, как процесс взаимодействия Бога с людьми, неизбежно несет отпечаток культуры той эпохи, в которую оно было принято. Соответственно, дело не в том, что Бог хотел сообщить что-то таким хитрым противоречием между откровением и наукой. Просто Он (и здесь уже можно задаться вопросом - почему) не хотел сообщать ничего научного. Откровение непогрешимо в области веры и морали, а все прочее в Священном Тексте - это культурно-историческая "оболочка", в которую ее облекали люди той или иной эпохи. В одних случаях текст близок к историчному, в других - далек от него, но ни историчность, ни неисторичность не была целью Того, кто это откровение сообщал...
Reply
Вы исходите из того, что это "научное" (т.е. устройство мира, познаваемое наукой) не может быть другим, а значит, его можно только сообщать или не сообщать (т.е. подгонять Откровение под реальность или не подгонять). Между тем, оно точно так же во власти Бога, как и Откровение (нельзя же сказать, что Бог "был не в состоянии" создать мир за 24 х 6 часов, а не за миллиарды лет). Поэтому Ваше "не хотел сообщать" тождественно утверждению: "Мир устроен так, потому что такова неисповедимая воля Божия". По-моему, допускать существование смысла в наличном устройстве мира гораздо рациональнее. Эвристичнее, я бы сказал.
Reply
Отнюдь, ничего подобного я не утверждал. Естественная история мира в принципе могла бы быть какой угодно, если бы Бог того пожелал.
Поэтому Ваше "не хотел сообщать" тождественно утверждению: "Мир устроен так, потому что такова неисповедимая воля Божия". По-моему, допускать существование смысла в наличном устройстве мира гораздо рациональнее
Я и не отрицаю наличия определенного смысла или Божественного послания в устройстве мира. Более того, как я когда-то писал, я полагаю, что этот смысл и соответственно - научные знания - ценны и для богословия (наш спор тогда касался лишь формулировок того, как именно они богословием воспринимаются, и на мой взгляд не особо существенен). Но Вы теперь говорите об особом смысле в противоречии между буквальным смыслом Священного Писания и научными данными. Такое представление на мой взгляд избыточно. Писание имеет свой смысл, естествознание - свой (который отчасти помогает прояснить и смысл ( ... )
Reply
Reply
Reply
Ну, к нашему времени уже описал бы.
Потом, естественнонаучные представления все время изменяются - под какие именно Вы предлагаете подгонять устройство вселенной?
Под те, которые содержатся в Писании, разумеется.
для чего Богу подгонять что-либо в мире под состояние падшего человека?
Есть, например, т.зр., что разделение полов было создано именно в предвидении грехопадения.
Reply
К нашему времени и наш мир неплохо описан - вполне достаточно для того, чтобы избежать грубых ошибок. Но Бог почему-то не стал ждать этого момента для того, чтобы начать общение с людьми.
Под те, которые содержатся в Писании, разумеется.
С тем же успехом можно предложить Богу создать Давида в точности таким, каким его изобразил Шагал. Бог, конечно, мог бы это сделать, но живопись Шагала принципиально ненатуралистична. Точно так же принципиально ненатуралистичен и Шестоднев.
Есть, например, т.зр., что разделение полов было создано именно в предвидении грехопадения.Это совсем другое дело. Разделение полов - само по себе нейтральный признак. А мир, в котором люди имеют какие-то перспективы даже в случае падения, безусловно лучше того, в котором падение было бы фатальным. Поэтому Бог и дает людям такую возможность, реализуя ее через способность к естественному воспроизводству ( ... )
Reply
Leave a comment