Ноговицын О.М. Курс лекций по философии: Новое время, 2014 - 9 (последняя)
Может, кому еще понравится из френдов. Вполне общедоступная, но глубокая лекция для студентов. Неприятное впечатление может вызвать неточное цитирование Писания во вводной части лекции, но дальше все идет нормально.
Click to view
http://phil-nogovizyn.livejournal.com/403.htmltrombicula: "В общем, получается так. Декарт, конечно, не допускал выбора зла как зла, но создал предпосылки для возможности мыслить такой выбор. Создал он это тем, что возвысил волю, как начало богоподобия в человеке, соответственно принизив интеллект. Способность понимания, по его словам, у человека "ничтожна и ограниченна" - "И только воля, или свобода выбора, как я ощущаю, у меня такова, что я не постигаю идеи большей; таким образом, преимущественно благодаря этой способности я понимаю, что до некоторой степени создан по образу и подобию Бога. Ибо хотя эта способность несравненно более высока у Бога, нежели у меня, <...> - со строго формальной точки зрения она не представляется большей, чем моя собственная свобода выбора."
Причем доказательством божественного статуса воли (и, как говорит О.М., выявлением субстанции свободной воли) у Декарта является процедура построения когито. Ничто не вынуждает меня сомневаться в существовании всех сущностей - я делаю это свободно (на самом деле, Декарт делает оговорки, пытаясь найти разумные основания для тотального сомнения, но достаточно неуклюже, поэтому их игнорирование, конечно, натяжка, но допустимая). Делая же это, я обнаруживаю безусловное существование "я", которое существует, опираясь на собственный волевой акт сомнения в существовании любой сущности.
Ценность безусловного существования самого себя позволяет противостоять, в том числе, и такой сущности, как добро. Делать добро - "разумно"; делая добро, я только следую разуму; тем самым, моя свобода не выявлена. Зло неразумно, поэтому выбрать его - значит доказать свою свободу; совершая зло в ясном сознании зла, человек наслаждается своим чистым существованием, как свободного субъекта".