Бездеятельности Обломова, доходящей в начале романа до того, что он не может даже встать с дивана, автор дает внятное художественное объяснение. Перед Ильей Ильичом является ряд лиц, выразительных до карикатурности, которые представляют собой варианты возможной для него жизни. Все эти варианты отталкивают Обломова настолько, что он предпочитает
(
Read more... )
Теперь "концептуально". "Забыть о себе" в самом деле необходимо - но это имеет свою ценность только если есть тот "я", который может забыть о себе ради чего-то, что он свободно полагает целью и смыслом. Так Обломов забывает себя перед Ольгой, меняя по ее требованию свои привычки, выполняя ее поручения и пр. "Потеря" же себя, о которой говорю я, это не поступок, а состояние, в котором человек безотчетно погружен в "жизнь", где он всегда является "кем-то" (чиновником, франтом и т.п.), но никогда не бывает тем, кто решается быть этим "кем-то" ради чего-то ценного для него (общественного блага, идеала женской красоты и пр.).
Наконец, если речь о том, что деятельность вообще лучше бездеятельности, то тут появляется другое основание оценки, внешнее: с точки зрения общественной пользы, морали, даже эстетики работник, безусловно, "лучше" бездельника. Но Гончаров, разумеется, писал роман не ради этой оценки, и меня в романе интересует не это, а выраженная в нем идея сущности человека. С этой точки зрения рефлексивный герой, противостоящий судьбе, требует гораздо большего внимания, чем непосредственно живущий персонаж, и он требует не "симпатии" или сочувствия, а только понимания. Как, например, Макбет, который вообще злодей, негодяй и трижды предатель :)
Reply
Reply
Reply
С третьего дня по вчера общался с коллегой из вашего заведения, в том числе и неявно на эти темы.
Reply
Leave a comment