Мечта и смысл жизни

Sep 06, 2012 10:18


Бездеятельности Обломова, доходящей в начале романа до того, что он не может даже встать с дивана, автор дает внятное художественное объяснение. Перед Ильей Ильичом является ряд лиц, выразительных до карикатурности, которые представляют собой варианты возможной для него жизни. Все эти варианты отталкивают Обломова настолько, что он предпочитает вообще не жить, т.е. лишь валяться на диване, есть или спать - только бы не участвовать во всем этом. Сначала приходит некто Волков - светский франт, "с сияющими глазами" рассказывающий о своих повседневных занятиях: флирт, театр, визиты, наряды, развлечения. За ним следует господин Судьбинский, с головой погруженный в службу и карьеру, увлеченно повествующий о том, что в письмах теперь вместо "покорнейший слуга" пишут "примите уверение", а "формулярных списков по два экземпляра не велено представлять". Судьбинского сменяет литератор Пенкин, самозабвенно пропагандирующий "реальное направление" в литературе - до того, что находит даже "Данта и Шекспира" в произведении под названием "Любовь взяточника к падшей женщине".

Итак, светская жизнь, служба и литература - вот вещи, которыми Обломов вполне мог бы заниматься, по своему общественному положению, образованию и жизненному опыту. Все три гостя Обломова вполне счастливы и каждый как бы предлагает ему свой образ жизни. Чем же все эти, столь разнообразные варианты не устраивают Илью Ильича? Одним и тем же. "Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?" - думает Обломов о первом визитере. "А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…", - говорит он о службисте Судьбинском. Да ведь и литературная работа не лучше: "Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру…".

Да, человек теряет себя, если вся его жизнь заключается в страстном увлечении чем-либо. По сравнению с этой потерей самое важное дело покажется мелочью; сколь бы полно человек при этом ни реализовывал свои способности и сколько бы ни тратил силы - он не избежит сознания того, что его большая и лучшая часть "и не пошевелилась" во весь его век. Всякая "жизнь", в которую человек погружается без остатка, есть насилие над его природой. Ведь природа человека - сознание, а если весь он состоит в реализации готовой схемы ("светский человек", "чиновник", "литератор", "влюбленный", "отец семейства" и т.д.) вместе с непосредственным удовольствием от этой реализации, то в нем бездействует та инстанция, которая ответственна за решение быть кем-то или делать что-то. Отсутствует свободный, самоопределяющийся субъект. Так существует Александр Адуев в "Обыкновенной истории" - мечтатель, настолько полно погруженный в свою мечту, что мечтой становится и всё, что он делает.

Обломов - тоже тип мечтателя, в том смысле, что воображение у него преобладает над действием, но никак нельзя сказать, что он "живет мечтой", что мечта - стихия его существования, куда он самозабвенно погружен. Лениво валяясь на диване, Обломов может находиться в одном из двух основных состояний. Прежде всего, он "работает" - составляет в уме план устройства имения. Это вовсе не пустые фантазии, а именно последовательная, методичная работа: уже готова основная идея и главные части, "остались только подробности, сметы и цифры". Таким образом, дело дошло даже до смет и цифр; вот только существует этот план лишь в голове у Ильи Ильича, а не на бумаге. Впоследствии у читателя возникают резонные сомнения в адекватности плана, когда выясняется, что Обломов не знает "что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый… в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают…", - но дело не в этом. Главное, что герой четко разделяет умственную работу и мечту: "Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире". Он не погружен в мечту, а позволяет себе в нее погрузиться, практикует мечту как отдых от трудов. Обломов - рефлексивный герой, он не захвачен жизнью, а свободно относится к ней.

Осознанная, ограниченная, противопоставленная "делу" мечта приобретает значение "смысла жизни" - превращается в живую картину идеального, райского состояния, к которому стремится человек. Ради своего идеала Обломов готов трудиться, бороться, резко менять все привычки; деятельность же, не относящаяся прямо к реализации смысла жизни, для него невозможна. Всякое дело должно быть оправдано мечтой - иначе ради него Обломов даже не встанет с постели. С поправкой на различие понятий мечты и идеи, этот принцип совпадает с изображением "ученого" у Фихте: "Только идея побуждает его, и где она его не побуждает, там он покоится и остается бездеятельным. <…> Пока идея не предстанет ему ясно и живо, законченной и усовершенствованной до последнего слова или поступка, до тех пор ничто не побуждает его к деятельности" ("О сущности ученого и ее явлениях в области свободы"; за цитату благодарю lavrentevdv: Фихте: жизнь ради идеи).

Образ Ольги Ильинской вписался в мечту, поэтому, ухаживая за ней, Илья Ильич совершенно оставляет лень и неподвижность - вплоть до того, что он перестает спать после обеда и ужинать. "Когда же минутно являлась она в его воображении, там возникал и тот образ, тот идеал воплощенного покоя, счастья жизни: этот идеал точь-в-точь был - Ольга! Оба образа сходились и сливались в один". Что может помешать такому счастью? Уж конечно не внешние препятствия. Да, у Обломова в самом деле нет денег на обустройство семейной жизни, но автор намеренно предлагает возможные обходные пути: у Ольги есть свое имение, можно сначала жить там, а тем временем разобраться и с Обломовкой. Да, Обломов с непривычки совершает ошибки, главная из которых та, что он передает управление деревней первому попавшемуся жулику. Но все это преодолимо: есть Штольц, который ведь в конце-концов сам приводит в порядок дела Обломова. Верность мечте, которой Обломову не занимать, и прочная взаимная любовь должны были бы помочь преодолеть все, что угодно, любые внешние препоны. Однако настоящее, роковое препятствие скрывалось в сознании самого героя. И это вовсе не лень, не безвольность и даже не то, что идеальная жизнь в представлении героя - это покой и безделье, а не "труд", как у Штольца. А что это такое и в чем суть "обломовщины" - напишу в следующий раз.

философия, Гончаров, эстетика

Previous post Next post
Up