И ещё раз вернусь к теме ретабло.
Обычай торжественных и кровавых жертвоприношений с течением времени как-то выродился. Никто не приносит больше в благодарственную жертву богам сотни тучных тельцов на всесожжение. Во всяком случае публично. Иудеев и мусульман, практикующих жертвоприношения, зажимают со всех сторон представители победившей на нашей планете цивилизации секуляризованного и десакрализованного христианста. Нехорошо, говорят, убивать животное во славу Бога. Для еды можно сколько угодно, а для Бога нельзя. Такой вот у нас сейчас толерантный, но одновременно гуманный и добрый мир.
Но неужели христиане сами не благодарят как-то своего Бога за ежесекундную помощь и поддержку? Вот не банально деньгами или дымом освящённой свечи, а как-то особо от всей души и сердца, превращая сам ритуал благодарности в произведение искусства на бытовом уровне?
Представьте себе, идёте вы пьяный ночью домой по тёмной улице, и тут видите толпу гопников, человек так 7-10, спешащих к вам слева, и явно не с намерениями расспросить об исходе недавнего матча ЦСКА-Спартак, а справа едет полицейский «бобик», и сидящие там стражи порядка явно уже успели заприметить вашу нетвёрдую зигзагообразную походку. Вы останавливаетесь и только шепчете одними губами строчки из 22-го псалма за авторством царя Давида:
Господь - Пастырь мой.
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
И тут, ВНЕЗАПНО, полицаи из «бобика» замечают гопников, на которых у них есть свежая ориентировка и на газах едут к ним, а гопники убегают за горизонт в страхе и смятении. И вы в темноте и тишине, спокойно и благополучно, целым и невредимым добредаете до своего подъезда. И душа ваша преисполняется благости, из глаз льются слёзы. И вы говорите: «спасибо тебе, царь Давид, в благодарность за своё спасение я сделаю...» А что, что вы такое можете сделать хорошего для царя Давида?
Между тем любой добропорядочный католик из Перу или Мексики совершенно точно знает, что нужно сделать в этой ситуации. «В благодарность за своё спасение, - говорит он, - я сделаю тебе ретабло, царь Давид». И тут же, не сходя с места, даёт обет сделать это самое ретабло.
Ретабло это такой художественный жанр народного латиноамериканского католицизма - картинка, посвящённая святому или какой-либо Божественной ипостаси в благодарность за спасение/решение проблемы. Любое ретабло включает 3 обязательных элемента:
1) изображение проблематичной/опасной ситуации;
2) изображение святого, вмешавшегося, чтобы спасти имярека;
3) текста, описывающего потенциально трагичные события и включающего благодарность за сверхъестественное вмешательство.
Ретабло - редуцированная форма жертвоприношения за Божественную помощь. Обет о рисовании ретабло может быть дан как в преддверии опасных событий, так и постфактум. В Латинской Америке ретабло традиционно рисуется на листе жести самого различного формата (например, 8х5 дюймов). Но может быть использован и любой другой материал - дерево, ватман, картон. Рисуют ретабло, конечно, не сами спасённые, их заказывают особым художникам. Когда ретабло готово, его относят в любимую католическую церковь и выставляют в специально отведённом месте.
Попытки перенести латиноамериканские католические ретабло на русскую православную почву уже предпринимались отдельными энтузиастами, но, насколько я мог видеть, безуспешно (могу ошибаться, конечно). Не хватало или художественного мастерства, или специфического свойственного ретабло задора-настроения, или не выдерживался сам формат - исключался какой-либо из трёх обязательных элементов ретабло.
Сайт
tehne.com решил поправить ситуацию и предложил замечательному художнику
Денису Дьяченко нарисовать народное православное ретабло, основанное на подлинных событиях из его личной жизни. И вот что из этого получилось:
Ретабло нарисован на прессованной обёрточной бумаге A4 формата акварелью, тушью и белилами. Сверхъестественное спасение изображено в традиционном латиноамериканском формате, но одновременно мы видим и узнаём суровые российские реалии происходящего: ментов-полицаев, гопников, дымящие заводские трубы и монумент вечной дружбы русского и удмуртского народа. В качестве недостатка можно только отметить, что в подписи имеется указание на повторяющееся событие, а ретабло обычно изображает уникальную единичную ситуацию, спасению из которой оно и посвящено.
Способствуйте появлению православных ретабло! Попадайте в опасные ситуации, обращайтесь к Богу и святым, спасайтесь благодаря им и давайте обет нарисовать ретабло. Заказывайте ретабло у первого профессионального русского художника-ретаблеро
Дениса Дьяченко по символической цене 1000 рублей! И да пребудет с вами пресвятая Дева Мария Гваделупская!
Заявки на ретабло с описанием опасной ситуации и указанием святого покровителя, спасшего вас, направляйте по адресу info@tehne.com. И чтобы два раза не вставать, поздравляю
tehne.com с редизайном. Стало сильно лучше:)
This entry was originally posted at
http://troika-ptah.dreamwidth.org/39350.html. Please comment there using OpenID.