В
третьей части своей неоконченной антисказки
Спящая красавица и москалi, я описал идейное и вооружённое противостояние сторонников прядения и его противников. Уже тогда я предполагал, что выбор старой феей веретена в качестве смертельно опасного орудия возмездия не случаен.
Веретено - это не только хитроумное устройство продуцирования пряжи, но и острое, а следовательно опасное, колюще-вращающееся приспособление, могущее наносить сокрушительный урон на физическом и ментальном уровне. Есть даже известное народу существо, еженедельно испытывающее неисчислимые горести от оного зловредного приспособления, - святая Пятница (Пьятныця), её ещё часто отождествляют с христианской святой Параскевой Пятницей. Всякий прядущий в пятницу незримо, но вещественно сверлит её веретенами:
Одын чоловик йихав у ярмарок; дывытся, колы бижыть за ним гола дивка. Вин воламы йихав: озирнувся, злякався, поганя волы, а вона гука "Пидожды, чоловиче, пидожды!" А вин тика. А вона вже нагоныть ёго, недалеко, каже: "Бог з тобою, чоловиче, я не шо-небудь таке, а пьятынка!" Бачыть вин, що не втече, пидождав. Вона его нагнала, вин накынув ии рядном. Сила вона на вози. А в ейи на грудях нагрузылось кострыци та клоччя, мов прытулено. Вин пытае: "Що ж то таке у вас на грудях?" А вона каже: "Оце ж то, що котори люди мнуть та прядуть у пьятныцю, так воно сида мени на серце. Я не помагаю тим людям, котори не чтять пьятинкы святой ни в поли, ни в доми, ни в пути-дорози. Не спасаю того чоловика, который мене не спаса, а который спаса мене, так спасаю и я ёго, не даю ёму погыбнуть, ёго мылую и прыхраняю. А ты як пойидеш додому, то прыкажы жинци и дочкам, щоб воны до девьятого поколиння штылы пьятныцю, то буду у помич" (от Параски Лысенковой, м. Снетина).
Милорадович В. П. Малорусские народные поверья рассказы о пятнице. // Киев. Старина. 1902. № 5. Цитируется по изданию Українцi: народнi вiрування, повiр`я, демонологiя. - К.: Либiдь, 1991 («Пам`ятки iсторичної думки України»). С. 378.
Такое же непотребство вытворяют люди прядущие после полуночи:
Про вдову, що вночи пряла.
...кажуть стари люде, що не треба ничого довго вночи робыть пры мисяцеви, а то, бачте, одна вдова пряде та й пряде вночи, колы це прыйшло шось пидъ викно та й каже:
Теретынъ, теретынъ!
На тоби жмутъ веретинъ
Та напряды вси!
Удова взяла та скоришъ по тры ныткы на кожне веретено й намотуе; воно прыйшло та й каже:
- Ну, напряла?
- Напряла!
- Ну, такъ давай! та гляды, билшъ довго не сыды, а то погано буде!
Потимъ узяло веретена й пишло.
(С. Нижняя Сыроватка Сумск. у. Отъ дивчины записал М. М. Нечипоренко).
Гринченко Б. Д. Этнографическiе матерiалы, собранные въ Черниговской и сосѣднихъ съ ней губернiяхъ. Выпуск 1. Рассказы, сказки, преданiя, пословицы, загадки и пр. Черниговъ, 1895. С. 48.
Существуют и предостерегающие поговорки на этот счёт: "на том свете в рот и в глаза будут лезть веретена", "придёт Пятница - заколет веретенами".
Веретено, оно мало того, что острое, оно ещё и крутится, а крутить нить, символизирущую собой человеческую жизнь, - дело крайне опасное. Посему запрет на прядение и последовавшее изъятие веретен у населения, исполненное по указу короля в истории о Спящей красавице, дело, несомненно благое, богоугодное. Движение шпинделлеров, направляемое рукой Москвы, приобретает в данном случае явно выраженные инфернальные черты. Подпольная бабка-шпинделлерка, уколовшая принцессу на чердаке замка (как она вообще попала из подполья на чердак?!), является несомненно Антипятницей - демоническим существом имманентно колющим веретеном других.