30 октября 1935 года компания Boeing устроила показательные испытания своей новой разработки. Четырехмоторный Boeing Model 299 был превосходным тяжелым бомбардировщиком. Он мог нести больше двух тонн бомбовой нагрузки, двигаться со средней скоростью почти 400 км/ч, летать на огромные по тем временам расстояния. Еще до завершения испытаний министерство обороны решило, что закупит 65 таких машин. Когда самолет впервые поднялся в воздух, его окрестили "Летающей крепостью", и это был не комплимент, а объективное описание Model 299.
Итак, 30 октября на борт бомбардировщика поднялись пять членов экипажа под командованием опытнейшего летчика-испытателя Плойера Хилла. Самолет взлетел, набрал высоту, свалился в пике, упал на землю и загорелся. Хилл и еще один член экипажа погибли, остальные трое чудом спаслись. Расследование показало, что пилоты пропустили одну из множества стадий предполетной подготовки.
Для Boeing это была катастрофа. Конкуренты использовали фиаско компании, чтобы заявить, что Model 299 слишком сложен для управления. Если летчики-испытатели не могут с ним справиться, то обычные пилоты к нему даже не подступятся! В результате контракт с ВВС подписала компания Douglas, а Boeing едва не обанкротилась.
Что можно было сделать в такой ситуации? Можно было тщательнее готовить пилотов, но самолет действительно был очень сложен. Ошибки не могли не случаться.
К счастью, нашлись умные люди, которые придумали решение. Для экипажа и обслуживающего персонала Model 299 были разработаны четкие и подробные контрольные списки (checklists). Те самые, которые: "Закрылки? - Активированы. Горючее? - Залито". Как только авиаторы начали расставлять в контрольных формах галочки, Model 299 перестали падать. Армия вновь в них поверила, и 13 тысяч таких самолетов, ныне известных как
B-17, во время войны вбомбили Японию и Германию в каменный век.
После этого контрольные списки стали неотъемлемой частью авиационной (и не только) безопасности. Сейчас в компаниях вроде Boeing есть специальные отделы, занимающиеся разработкой и совершенствованием контрольных перечней на все случаи жизни - от предполетной подготовки до аварийной посадки.
Кстати, когда не так давно контрольные перечни в порядке эксперимента внедрили в отделениях интенсивной терапии нескольких американских больниц, смертность в них упала на 47%. Поскольку выяснилось, что многие смерти вызваны, например, инфекцией, "просочившейся" из-за неточного соблюдения правил стерилизации. Или правил установки катетера. И лучше потерять минуту, чтобы удостовериться, что все сделано по правилам, чем потом выбиваться из сил, сражаясь с убивающими ослабленный организм бактериями.