А, ну-ка, девочки!

Jan 16, 2010 23:59

Исламские законы с давних времен запрещают порабощать единоверцев. Это очень хорошие законы. Но не очень удобные, когда создаешь государственный гарем. Который по самой своей сути не может подчиняться исламским брачным законам. Слишком уж много там норм и ограничений.

Из кого же состояли гаремы турецких султанов? Из иностранок, которые изначально не были (или не считались) правоверными мусульманками. Соответственно, их можно было продавать и покупать как рабынь. Конечно, они принимали ислам после попадания в гарем, но это уже была другая история.

Главным человеком в гареме была мать правящего султана. Эта была очень важная "должность" в масштабах всей Оттоманской империи, а потому у историков много сведений об этих женщинах. В частности, мы знаем, что среди них было много гречанок. Также попадались итальянки, славянки, пара француженок, пара евреек... Наконец, пять последних матерей султана были с Кавказа. Одна армянка и четыре черкешенки.

Последние, с исторической точки зрения, наиболее интересны. Поскольку, в отличие от прочих народов, черкесы (в то время - общее название адыгейцев, черкесов, кабардинцев, шапсугов, абхазов, абазинцев и убыхов) целенаправленно продавали своих дочерей и сыновей туркам. Обходя, тем самым, законы о насильственном обращении мусульман в рабство. К тому же, в то время черкесы были не слишком правоверными, сохраняя многие языческие обычаи.

Почему черкесы торговали детьми? Потому что жизнь в гареме или служба в турецкой армии считались лучшим будущем, чем то, что мог предложить Кавказ. В связи с этим черкесских девушек было очень много в гаремах разного уровня (в том числе в султанском), и они высоко ценились, поскольку у них была светлая кожа. Которая на Ближнем Востоке считалась символом красоты и аристократизма. К тому же, черкешенки были воспитаны в строгих патриархальных традициях и заинтересованы в гаремной карьере.

Когда в Европе начали регулярно общаться с турками, вместе с послами Империи на Запад приплыл миф об исключительной красоте черкесских женщин. Мол, если султан из всех обитательниц огромной страны выбирает именно таких девушек (в тонкостях турецких законов европейцы не разбирались), то они не просто красавицы, а королевы красоты. Все до одной.

Сперва этот миф проник в науку, живопись и литературу. Затем добрался до рекламы. В конце XVIII века в Европе появились косметические товары, которые, якобы, могли сделать любую женщину столь же безупречно красивой, как черкесские наложницы. В начале следующего столетия с этим мифом удачно срифмовалась теория о кавказском происхождении белой расы. Из чего следовало, что черкешенки ближе всего к прародителям белых людей.

Последним аккордом мифа о прекрасной черкесской рабыне стало превращение в карнавальный номер. Во второй половине XIX века в американских фрик-шоу наравне с русалками, бородатыми женщинами и карликами стали демонстрировать "освобожденных из турецкого плена черкешенок". Особая популярность этой темы была связана с освобождением чернокожих рабов в США и завершением Кавказской войны. В ходе последней многие черкесы были вытеснены в Турцию, что привело к притоку черкесских девушек на гаремные рынки и падению на них цен. Западная пресса живо обсуждала эти события.

Конечно, с настоящими черкесскими девушками в Америке было туго, но это никого не волновало. Карнавалы по определению были надувательством. Изображать черкешенок могли любые привлекательные белые женщины, согласные носить прическу, которая сейчас называется "афро". Поскольку эти прически ассоциировались с черными рабынями, владельцы карнавалов считали, что именно так должны выглядеть "белые невольницы".

США, Российская империя, Турция, семья, политика, секс, религия, этнография, история, финансы, искусство

Previous post Next post
Up