"Мона Лиза", "Джоконда"... Почему у самой известной картины
Леонардо да Винчи два названия? И какое из них дал полотну сам художник?
Видимо, никакое. Во времена да Винчи художники не задумывались над названиями полотен, поскольку, в большинстве случаев, рисовали либо портреты, либо картины на хорошо известные сюжеты (библейские, античные, исторические и так далее). А раз смысл картины был ясен художнику и заказчику, то не было необходимости придумывать название для посторонних. Если же полотно нужно было обозначить в завещании или описи, то обычно просто указывалось, что на картине видно. Скажем, "Старик и юноша", "Девять человеческих фигур", "Благородная девушка". Чтобы каждый мог разобраться, какая картина где висит.
Если говорить о "Моне Лизе", то она иногда указывалась как "Флорентийская дама" или даже "Куртизанка в прозрачной вуали". Впервые она была упомянута в описи имущества Салаи, помощника и наследника Леонардо. Там она называлась "La Gioconda", "Веселая [женщина]". Это название прижилось, поскольку, помимо прямого значения, было намеком на имя изображенной женщины -
Лизы дель Джокондо, жены флорентийского торговца шелком. Портрет был заказан в честь рождения второго ребенка, но художник отвлекся на другие проекты и завершил полотно лишь годы спустя, когда уже не мог отдать портрет заказчикам.
Впервые историю создания картины описал
Джорджо Вазари, опубликовавший биографию да Винчи через тридцать лет после смерти художника. Вазари знал родню дель Джокондо, так что его сведения достаточно авторитетны. Именно благодаря Вазари полотно начали именовать "Мона Лиза" ("мона" - сокращение от "ma donna" ("моя госпожа"), уважительного обращения к женщине), хотя споры о том, кто именно изображен на картине, идут до сих пор.