Экспаты: честность

May 19, 2019 13:43


...продолжение, начало >>тут<<

Другим общим местом (если не самым общим) в наблюдениях экспатов о специфике отношений и менталитета в России можно назвать феномен честности, или откровенности. Изнутри такое наблюдение трудно поддаётся рефлексии, нет контраста. Я вот, например, с трудом представляю, что во внешнем мире отношения между людьми выстроены иначе, по крайне мере настолько иначе, что они имеет место достаточный контраст для разных людей из самых разных стран и традиций.

«Русские люди улыбаются - но только тогда, когда сами этого хотят. На мой взгляд, русские просто очень честные. Так что мне даже нравится, что здесь не постоянно улыбаются, - по крайней мере, это точно не фальшиво, как постоянный смех в других странах. Здесь я стал больше ценить честность»

Беру «честсность» в кавычки, речь только о феномене с таким названием. С «честностью» связан один из популярных стереотипов, а именно об угрюмости русских, который для заезжих исследователей как правило оборачивается пониманием собственной базовой социальной нормы лицемерия того общества, из которого они приехали и внутри которого так же не имели контрастов для альтернативы. То есть «угрюмость» и «неприветливость» русских - это обычная психологическая компенсация вне наблюдателя, которая позволяет ему сохранить актуальность собственной нормы поведения, в данном случае наигранной весёлости и лецемерной расположенности к окружению, за которой нет субъективной подлинности, только маска, стереотип поведения.

И вот когда люди от щедрот подобной нормы поведения переезжают в Россию, они вдруг обнаруживают норму иную - отсутствие имитации настроений и отношений. Нормальный местный субъект выражается во внешней форме по возможности подлинно, не модулируясь умом, и не превращаясь в итоге в «маску» какой-то надуманной или навязанной уму концепции, наподобие тех известных сегодня инстаграмных псевдореальностей, за которыми нередко скрывается совсем иная действительность жизни человека.

На лице большинства местных жителей отображено то субъективное состояние, в котором они действительно находятся [почему тут такая норма, и почему она вполне может быть повсеместно иной - нужно писать отдельную статью, тем более в контексте эзотерической психологии].  Нет ведь ничего странного, что среднестатистическое евразийское состояние сознания нельзя назвать «весёлостью». «Смех без причины - признак дурачины». Для экспатов это становится источником дискомфорта, западный (особенно) индивидуализм тут опять сталкивается с эгалитаризмом и коллективизмом. Человек не может больше оставаться в самоизоляции, имитируя некий нереальный позитивизм, поддерживаемый окружающим, поскольку в этом его тут не поддерживают, наоборот - подвергают обструкции, если он не выражает, не делает и не говорит то, что соответствует его действительности. Подобная линия поведения становится проигрышной в социальном смысле, тогда как в обход неё социальная среда не позволяет пройти. С другой же стороны новая норма даёт много новых преимуществ, упрощая жизнь, снимая с неё издержки на распознавание и имитацию.

«Честность» экспатами замечается в таких проявлениях как «настоящая дружба», то есть отсутствие самого института псевдодрузей, «друзей» как социальной условности навязываемой средой и не имеющей реальных субъективных связей, а значит и отдачи. Для бизнесменов «честность» замечается как норма «уговор дороже денег», что тоже довольно «оккультно», ведь «деньги» (бумаги, штампы, контракты) регулируют объективные  отношения, деньги это кристаллизованная  «прана форм», они вторичны к субъекту отношений, тогда как «уговор», если он зафиксирован субъектами через некий ритуал, является принципиально более приоритетным и ценным состоянием отношений, нарушение которых «карается» так же намного радикально, чем финансовые проступки. Иными словами тезис «уговор дороже денег» отражает реальность большую чем та, что культивируется в рамках голых товарно-денежных отношений. На «Западе» эта норма известна, но она не работает в социальном масштабе, она доступна (как ни парадоксально) либо неимущим, либо элите. В России «честность» пока есть наследие долгой истории «неимения» - непривязанности к собственности.

Много ещё всяких интересных проявлений можно найти, но на сегодня, как я понимаю, вопрос стоит почти ребром: сохранит ли это качество русский менталитет, и распространит ли он его в мировом масштабе (а иначе никак), либо наоборот - внешние тяжёлые нормы формализма и материализма вытеснят эти качества, заменят собой через власть разделения, что вполне возможно, но станет глобальным поражением человека вообще.

Повторюсь (когда уже писал) что главный экспортный товар России это: 1) правила и нормы отношений, 2) энергия 3) оборонные системы вооружений

психология

Previous post Next post
Up