Dec 30, 2015 17:20
- Тебе когда-нибудь бывало страшно?
- Нет.
- Ты даже смерти не боишься?
- Нет.
- Ты по поводу смерти вообще не испытываешь, никаких эмоций?
- Нет. Я должен функционировать до завершения задания. А потом всё равно.
Терминатор 2 / 1ч :21 мин
Наивысшей для современного человека универсальной точкой достижения является полное изживание идеи «себя». «Себя», «своего», «своих» и т.д. Заумно и по науке можно сказать иначе: трансцендирование личности.
Мне вот кажется, что снаружи такая мысль звучит как банальность, не экзистенциальная банальность, а чисто надуманная, концептуальная, книжная, уж слишком много подобного говорится, до бессмыслицы. Халва, халва. Между тем мысль эту я акцентирую, и делаю акцент вовсе не из позиции достижения, всего лишь из первых смутных прикосновений и неких ранее достигнутых менее масштабных аналогий и того принципа трансцендирования, который на этих опытных аналогиях становится понятным реально, без самообмана, а уж чего-чего, самообмана «самоотверженности» в человеках вагоны.
«Трансцендировать» - понятных аналогий для с виду сложного термина много:
Научился человек ходить - трансцендировал ходьбу. Теперь есть качество, компетенция, но сама тема умерла. «Ходьбы» как проблемы, идеи, задачи, цели - нет.
Или вот, загонялись мы тут несколько сезонов по фотографии. Кто-то так и завис, сберёг коленки, сидит на попе. Кто-то трансцендировал, изжил, приобрёл качество и умертвил саму актуальность. Качество есть, проблемы - нет.
Аналогичным образом «личность» есть жанр, сфера выражения. Ноги не могут сами себя научить ходить, без центральной нервной системы и синтезирующей функции в мозгу. Фотоаппарат сам себя никогда не научит фотографировать, без аналогичного внешнего руководства (даже если оно зашито внутри самой коробочки). Неразотождествлённый с самим собой человек так же никогда не будет человеком в сущностном смысле этого слова, как песня без слуха, как танец без координации, как терминатор истеричка.
Для ног жизнь есть хождение; следы на песке - смысл и содержание. Кто идет, куда и зачем? - ногам это неизвестно.
Для фотоаппарата жизнь в нажатии кнопочки, в открывании диафрагмы, в запечатлевании световых пятен. Что из себя значат эти пятна, для чего они и насколько хороши? - камере сие неведомо.
Человек, на своём собственном уровне, так же не понимает никакого «внешнего» значения себе, не наблюдает реального содержания и смысла «своей жизни», страшась кнопки OFF как потери всего хоть как-то ощутимого, истинно своего, внутреннего. На песке времени довольствуясь следами самими по себе. Естественно, выход из этого ограничения напрямую связан с переносом фокуса сознания за пределы личности. Не вбок, как иногда пытаются произвести отскок прочь от себя и не в силах собой руководить, а во внешнюю сферу жизни вообще, которую ещё называют внутренняя сторона вещей. Об этом как один говорят все величайшие источники человеческой мысли и не могут не говорить все остальные. Тот же Дарт Вейдер по сути ведь являет собой персонификацию современного человека, статус кво расы, универсальный символ невозможности отказаться от себя на границе необходимости отбросить эту макропривязанность. Раньше народы были глухи к этим словам и смыслам. Нынче другая напасть - забалтывают всё, опускают планку до своего же плинтуса, движуха как эмулятор движения. Но тщетно. Гроб то не обманешь.
Как тут не вспомнить финал стиха Пушкина про памятник нерукотворный. Начало то все почему то помнят хорошо, как отче наш, хотя Святой Штирлиц и учил запоминать последнее:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Жаль, что вместо «глупца» в конце нет слова «конца». Натурально эпилог повторил бы эпиграф.
PS: При минимуме выражения, сказанное являет собой экстремум максимум смысла, который нажит конкретно мной в мои конкретные сорок пять. Не густо, и это ещё при том, что я целенаправленно старался только в данном направлении...
лекции,
мемуары