Я продолжаю знакомить читателей с
пространным интервью Богдана Яременко, в прошлом кадрового дипломата и активиста Майдана, а ныне лидера общественной организации
"Майдан иностранных дел">; с первой частью моего изложения этого интервью можно познакомиться
здесь - ЕС очень тонко относится к таким проблемам как "коренные народы" и права человека. Но при этом кажется, что украинское государство недостаточно использует фактор крымских татар при обсуждении таких вопросов, как санкции.
- Пока Украина не созрела к осознанию своей ответственности перед крымскими татарами.
Украина не созрела к осознанию того, "а как это сделать?" И что когда мы вернем Крым для них, - то лучше станет нам.
- Сейчас в Крыму начался процесс против Меджлиса . Результат этого процесса всем очевиден. Что должна делать Украина?
- Прежде всего, независимо от всей этой ситуации с судами, Украина должна определить статус - принять закон о коренных народах , предоставить юридический статус Меджлиса и Курултая, решить статус крымскотатарской национальной автономии.
Нужно прописать все балансы и систему взаимодействия крымских татар с другими группами населения, потому что они меньшинство - и таким образом гарантировать им, что против их интересов не принимаются решения. И одновременно гарантировать русскоязычным и украиноязычным гражданам, что крымские татары не смогут навязывать решения, ущемлющие их интересы.
Что касается ситуации по запрету Меджлиса - надо вырабатывать стратегию работы крымских татар со своим народом в условиях оккупации. Выбор же невелик: либо уходить в подполье, или как Ганди выстраивать ненасильственное сопротивление.
В юридическом и политическом плане суд по запрету Меджлиса надо превратить в палку, которой постоянно бить русских.
- Это "палку", когда санкции начнут откатывать назад, мы сможем поставить как подпорку. Но в какой ситуации окажутся крымские татары?
- Россияне очень быстро уничтожат оргструктуру Меджлиса, дезорганизуют народ и организуют что-то новое. А наша задача - на мировом уровне (сейчас надо решать этот вопрос) доказать, что те, кого показывает русские - это никто, а те, кого показываем мы - это единственно правильное.
- Вы общаетесь с лидерами крымских татар. Что им советуете?
- Крымским татарам надо наладить систему управления и ротации членов Меджлиса в период оккупации Крыма.
То есть, прежде всего, надо немедленно лишить всех полномочий членов Меджлиса, которые остались в Крыму, чтобы спасти людей от уголовной ответственности, и надо решить, как можно назначать членов Меджлиса. Думаю, международный конгресс крымских татар должен взять на себя какую-то роль.
- Вы один из немногих, кто говорит о необходимости закона о коренных народах и признание Крыма как Крымскотатарской автономной республики. Можете объяснить, почему?
- Если мы говорим, что Украина - государство, которое признает международное право и признает крымских татар как коренной народ Крыма, то в составе Украины они имеют все возможности для реализации их прав на самоопределение.
Реализация этого права - создание своей автономии в рамках государства Украина, основываясь на едином правовом поле, но с определенными нюансами, которые дают возможность развиваться без ущерба для представителей других народов. Этот статус мы должны им дать до того, как мы начнем процесс деокупациы.
Потому что решать судьбу любой территории, прежде всего, должен коренной народ, мнение которого было проигнорировано оккупантами. И если мы даем этот статус Крыма, то это значительно усиливает позиции крымских татар и Украины.
Это мощный месседж того, что мы - цивилизованная страна. Нужно, конечно, побороться, чтобы внести поправки в ряд законов и Конституции.
И в этом очень большая роль общества. Ведь, несмотря на наш состав Верховной Рады, создается ощущение, что большинству депутатов, кто имел "крымские дачи", всем как-то удалось договориться с оккупантами. Возможно, поэтому у нас до сих пор и не появилось стратегии возвращения Крыма.
- Есть мнение, что когда мы будем возвращать Крым, то там пророссийски настроенных граждан, которые будут чувствовать себя русскими, будет 90%, как и сейчас.
- Нет, это неправда. Их и на референдуме, скорее всего, было 35%.
На момент оккупации были три приблизительно равные группы: те, кому все до лампочки, те, которые более-менее за Украину, и те, кто более или менее Россию - от категорически только Россия и до умеренно пророссийских.
[1] Нам вообще не следует думать о мнении всех крымчан. Нам просто надо будет найти фокус-группы, на которые мы будем опираться при возвращении. Для того, чтобы они в первые месяцы, когда равновесие еще будет хрупким, предоставили общественную поддержку возвращению украинской власти.
И это все, что нам надо. Это абсолютно реалистично, это технологично, здесь нет ничего заоблачного и сложного.
МЫ РАБОТАЕМ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
СО СТОРОНЫ ПРЕЗИДЕНТА И ПРЕМЬЕРА,
КОТОРЫЕ ЛИЧНО НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ТЕМЕ КРЫМА
- Что сейчас Украина должна делать для крымчан?
- Для них нужно создать технические возможности поддержания отношений с Украиной. На Чонгаре, на въезде в Крым должны существовать маленькие городки, где ты можешь приехать, получить за один день судебное решение, получить любое свидетельство, паспорт, решить любой нотариальный или финансовый вопрос, должны быть мелко-оптовые рынки, базары. То есть надо создать необходимость, потребность ездить в Украину и быть к ней привязанным.
Важно отменить наконец закон о "Свободной экономической зоне Крым", который очень
осложнил жизнь крымчан , о чем наши эксперты говорят уже полтора года.
- Они же с 1 апреля отменили возможность пользоваться украинскими номерами, а Украина не пускает с российскими ...
- На уровне тактики всегда на любую хитрую уловку можно найти не менее крутую гайку, которая на нее накручивается.
Так, россияне будут делать все возможное для того, чтобы ограничить эти контакты. Само собой. И мы на этом будем играть.Мы будем показывать: смотрите, русские геноцид проводят, они не дают возможность приезжать сюда. Тогда уже не на нас будут тыкать пальцем, что мы блокируем, а на них.
- Это можно сделать усилиями гражданского общества?
- Нет.
В принципе, можно обходить отсутствие политической воли президента, но для этого надо иметь немножко больше ресурсов. Поэтому фактически мы работаем в условиях противодействия со стороны президента и премьер-министра, которые лично не заинтересованы темой Крыма. У нас нет никаких сомнений в этом.
Нас об этом даже предупреждают из АП - что блокадой Крыма и нашими идеями мы "работаем лично против премьера" и "лично против президента".
Это нас не пугает. Но у нас нет сомнений, что политической воли нет.
Наша проблема в том, что мы пока не знаем, как навязывать им свою волю масштабно. Можем пока только точечно, так как во многих ведомствах очень профессиональные люди, которые понимают все это, и которые готовы что-то сделать.
- Как вам идея президента о создании переговорной группы по деокупациы Крыму в формате "Женева плюс"?
- Это не проекты, а прожекты. Идею ни с кем не обсуждают, не проговариваются. Авантюра. Имитация деятельности
Нет ни списка, ни плана, как продвигать такой формат. Главное, нет ответа на вопрос - а как вы Россию включите или убедите войти? А зачем вам этот формат без России?
Нельзя сразу Россию заставить говорить о деоккупации.
Тема крымских татар, тема прав человека - так, здесь вас поддержат европейцы. Но они не готовы говорить о деоккупации. Европейцы не готовы давить на Россию. А о правах человека они готовы говорить.
Поэтому нам сейчас главное - создать четкое убеждение и представление в мире: в Крыму есть проблема.
А дальше мы постепенно придем к тому, что проблема - с оккупацией РФ , а не с правами человека.
Отметим несколько важнейших моментов второй части.
1) О референдуме
Яковенко говорит, что проголосовало 35%, такую же цифру озвучивал Джемилев, при этом он ссылался на закрытые данные ФСБ. Знакомый мне профессор права, активно занимавшийся фальсификацией выборов, полагает что не более 32%.
Мои оценки менее кардинальны - у меня получалось 45-50%, и гарантировано меньше 63%.
Разумеется и явка в 83% и 97% "за" - все это из области ненаучной фантастики. Мне лично кажется, что точных результатов никто не знает просто потому, что никто голоса и не считал как следует - результаты написали в Кремле, расписав до районов.
На мой взгляд человека, много раз изучавшего результаты выборов - это сочиненные результаты - а в этом россияне имеют бесспорно большой опыт.
1) О позиции премьера и президента
Тут Яковенко просто высказал вслух и уверенно то, на что многократно намекали, но не решались прямо утверждать. И премьер, и президент имеют личные экономические интересы в Крыму, и противились блокаде как только могли. Они же блокируют любые политические мероприятия. направленные на возвращение Крыма - нужно быть поистине слепым, чтобы того не видеть.
Вот такое у нас дерьмо вместо политической элиты. И это - центральная проблема Украины.
Крым - просто лакмус, индикатор, проявляющий ее свойства, - вместе с густыми ароматами.
Именно потому Крымом следует заниматься - хотя бы ради того, чтобы, перефразируя Петра, "мерзость каждого была видна"
------------------------------
[1] Мне кажется, что Яременко несколько лукавит, если ориентироваться на данные социологов, то на март 14 года после Майдана более правдоподобной выглядит картина: 40% пророссийских, 35% равнодушных и 25% проукраинских. Хотя по любым данным пророссийская часть населения составляла меньшинство