В понедельник командование Воздушных сил Украины официально заявило, что вечером в воскресенье провело спецоперацию, в результате которой над Азовским морем в районе Бердянска были сбиты российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный командный пункт, самолет Ил-22М.
Первыми о сбитии А-50 и о "подбитии" Ил-22М написал вечером в воскресенье вечером в телеграме депутат Верховной рады Украины Юрий Мысягин. По его словам, "огневое поражение" было нанесено российским самолетам в 21 час (по киевскому времени). После этого командующий Воздушными силами ВСУ Николай Олещук опубликовал в телеграме пост со словами: "Это вам за Днепр! Горите в аду, изверги!".
Утром в понедельник об уничтожении обоих самолетов: и воздушного командного пункта, и самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50 - официально заявили Воздушные силы Украины. Министерство обороны России новости о сбитии А-50 и Ил-22М не комментировало.
По неофициальным данным российских и украинских источников, сбитый А-50 имел бортовой номер RF-50601. Поврежденный Ил-22М, как видно на опубликованных днем в понедельник фотографиях из Анапы, - RF-95678.
Возможное место падения А-50 можно вычислить по косвенным данным - например, тепловым следам, которые этот самолет оставил перед падением. Их можно обнаружить на спутниковых снимках. На одной из фотографий видно, что за 12 часов до предполагаемого происшествия некий самолет находился в воздухе и совершал движение по цикличной траектории - характерной для А-50 - южнее города Приморска. Место падения самолета в районе Приморска подтверждают и перехваты разговоров диспетчеров и пилотов, изученные Ольгой Гончаренко, в которых эта локация якобы упоминалась в контексте поисково-спасательной операции.
Есть две основные версии произошедшего. Многие российские телеграм-каналы пишут (
1,
2,
3), что А-50 мог быть сбит в результате "дружественного огня" российской ПВО. По другой версии, обе машины стали жертвой удара из американской ЗРК Patriot ракетами PAC-2, запущенными, вероятно, с правого берега Днепра в Херсонской области, ближайших к месту падения самолета контролируемых Украиной территорий.
По словам независимого российского военного аналитика, попросившего Радио Свобода об анонимности из соображений безопасности, если бы речь шла только об одном сбитом самолете, то версия "дружественного огня" могла бы выглядеть правдоподобно. В противном случае более вероятной выглядит вероятность использования ЗРК Patriot.
Авиационный комплекс дальнего радиолокационного обзора и наведения А-50 был создан на базе самолета Ил-76 в конце 70-х годов прошлого века и пришел на смену Ту-126, встав на вооружение советских военно-воздушных сил в 1985 году. Это уникальный и очень дорогостоящий комплекс, который может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Потеря такого самолета, даже если не брать в расчет его стоимость (по оценке Forbes - 500 миллионов долларов. - Прим. РС), для России очень чувствительна. У российских ВВС достаточно стратегических бомбардировщиков, а тем более обычных истребителей, например МиГ-31. А-50 можно пересчитать по пальцам. Эти самолеты способны "просматривать" всю Украину вплоть до Львова, выдавать целеуказания на боевые самолеты, распределять между ними цели. Не менее важно и то, что вместе с самолетом погиб и высококвалифицированный персонал, до 20 человек, который сложно заменить, - говорит попросивший об анонимности военный аналитик, с которым побеседовало Радио Свобода. - Для украинских Воздушных сил это самая лакомая цель.
Воздушный командный пункт Ил-22М стал уже вторым самолетом такого типа, потерянным Россией за время с начала полномасштабной войны. Первый, с бортовым номером 75917, был сбит наемниками ЧВК "Вагнер" 24 июня 2023 года во время мятежа Евгения Пригожина. В результате погибли все 8 пилотов и членов экипажа самолета. Еще один такой самолет был поврежден украинским ЗРК "Бук" в октябре 2022 года.
https://www.livejournal.com/update.bml------------------------------
Судя по всем данным, потеря таких самолет, в особенности А-50 для России чрезвычайно чувствительна. А помимо этого, появилось важно подтверждение возможности Украины сбивать воздушные цели на расстоянии полтораста км от линии фронта. Это означает что и окрестности Мелитополя и весь Крым престали быть безопасной зоной для российских самолетов.
Кремль заявил что ничего о сбитых самолетах не знает, что наверняка вранье: потеря настолько серьезная, что Путину точно доложили. Так что успех одержан важный, серьезный и он повлияет на весь ход войны за воздушное пространство Юга Украины