Королем быть не могу, до герцога не снизойду
- я Роган
/Девиз баронов де Роган/
Мария де Роган, герцогиня де Шеврёз, дочь герцога де Монбазон
[1] и Мадлены де Ленонкур из рода Монмаранси … Какие имена, какие имена!
Не было в истории Франции имен столь знаменитых как Монморанси и Роганы.
Когда-то в 18 лет да, пожалуй и в 30 один их звук заставлял сильнее биться сердце - чистая правда. Началось конечно с «Трех мушкетеров». Любовница Арамиса, таинственная Мари Мишон, белошвейка из Тура - конечно же, госпожа де Шеврез. И король ее опасается больше чем испанцев, англичан и кардинала вместе взятых.
И только позже я узнал - де Шеврез действительно участвовала в интриге Анны Австрийской и Бэкингема.
Вот как это описывает в своих мемуарах Франсуа VI герцог де Ларошфуко (в те времена еще и до смерти своего отца в 1650-м - принц Марсийяк):
Г-жа де Шеврез была очень умна, очень честолюбива и хороша собой; она была любезна, деятельна, смела, предприимчива. Она умело пользовалась всеми своими чарами для достижения своих целей и почти всегда приносила несчастье тем, кого привлекала к осуществлению их. Ее полюбил герцог Лотарингский, и всякому хорошо известно, что в ней - первейшая причина несчастий, которые столь долго претерпевали и этот государь и его владения. Но если дружба г-жи де Шеврез оказалась опасной для герцога Лотарингского
[2] , то близость с нею подвергла не меньшей опасности впоследствии и королеву….
Во Францию прибыл граф Голландский, чрезвычайный посол Англии, для переговоров о браке короля, своего повелителя, с Мадам, сестрой короля. Граф Голландский был молод, очень красив, и он понравился г-же де Шеврез. Во славу своей страсти они вознамерились сблизить и даже толкнуть на любовную связь королеву и герцога Бекингема, хотя те никогда друг друга не видели. Осуществить подобную затею было нелегко, но трудности не останавливали тех, кому предстояло играть в ней главную роль. Королева была такова, какою я ее описал; герцог Бекингем был любимцем короля Англии, молодой, щедрый, отважный, с несравненной внешностью. Г-жа де Шеврез и граф Голландский нашли со стороны королевы и герцога Бекингема полнейшую готовность, какую только могли пожелать, пойти им навстречу.
Так что интрига, описанная у Дюма, была вполне реальна, и госпожа де Шеврез была ее действительным мотором. И король вправду выслал ее в Тур - так что письма Арамису из Тура не такая уж и выдумка.
В дальнейшем Мария де Роган герцогиня де Шеврез, герцогиня Лотарингская принимала участие чуть ли не во всех политических интригах Франции 17 века, а век выдался богатым на интриги и авантюры .
У Дюма она вступает в случайную связь с Атосом и рожает его единственного сына, виконта де Бражелон. В реальности ее любовные похождения заканчиваются третьим барком в возрасте далеко за 50 с капитаном гвардейцев, который бы моложе ее лет на 15.
Но мне не хочется подробно описывать ее биографию - для меня куда важнее ее образ, который представляется мне частью образа века - замечательного века Ришелье, Мазарини, Ларошфуко, мадам де Лонгвиль и…впрочем список можно длить и длить.
Зачем я все это написал? Просто потому, что мне с юности очень нравится это время и его персонажи. Так что это чистой воды сентиментальность
----------------------------------------------
[1] Как ни чванились Роганы, а герцогами таки стали - снизошли.
Эркюль де Роган, принц де Гемене, в молодости известный под именем графа де Рошфор после смерти в 1595 г. бездетного брата унаследовал титул герцога де Монбазон.
Т.е. имен у него было много - и так у всех его коллег по положению. Это ведь не имена а титулы, титулы были связаны с определенными владениями, вступая во владение аристократ получали соответственный титул, браки приносили новые владения и новые титулы. И нелегко привыкнуть к тому, что одного и того же человека именуют по-разному в одном и том же тексте! Зато одно имя используется для ...разных людей: так знаменитый Ларошфуко до смерти своего отца именовался принцем Марсийяк, причем он так сам себя именует в своих мемуарах; герцог Ларошфуко до 1650 года - это его отец, а после 1650-го - уже он сам. Т.е. использование титулов вместо имен создает для современного читателя определенные трудности, во всяком случае я сам привыкал с трудом
[2] Клод Лотарингский, герцог де Шеврез - второй муж Марии де Роган. В мемуарах той поры, в том числе и в мемуарах Ларошфуко именуется то герцогом Лотарингским, то герцогом де Шеврез