Украинский философ Сергей Дацюк последний год усиленно переходит в политологи. Его первые выступления в новом жанре были уж очень философские - т.е. я, грешный, не мог понять о чем речь. Но сейчас он поднатаскался (овладел стилем) и стал писать почти понятно.
В своем
последнем блоге на УП Дацюк вводит классификацию войн, он это называет "модели войны":
1) Война на уничтожения;
2) Война на истощение;
3) Война на разрыв.
Модель "Война на уничтожение" построена на модернистских представление о том, что территория важнее жизни людей. Украина, а по большому счету и Россия также не желают войны на уничтожение. Война на уничтожение полностью разрушает Украину и значительно разрушает Россию, превращая геополитическое пространство двух стран в растерзанную добычу Европы и Китая.
Модель "Война на истощение" построена на постмодернистском представлении о том, что территория важна и люди важные. Причем эти представления похожи - как в России, так и в Украине. Гибридная война ведет к взаимному истощению обеих стран; кроме того, это еще также означает истощение мира. То есть речь идет о том, кому первому надоест - России страдать от санкций или миру (государствам и корпорациям развитых стран Запада) нести потери от тех же санкций для России и расходов на помощь Украине. Так что это война на взаимное истощение России и мира, где истощение Украины сторонами практически игнорируется
Модель "Война на разрыв" построена на конструктивистском представлении о том, что люди важнее территорию. Эта модель означает установление линии разграничения между Украиной и ДНР-ЛНР, объявления территории оккупированной и ее жесткую изоляцию и блокаду. Эта модель в дискурсе власти проявилась совсем недавно, хотя некоторые эксперты девять месяцев подряд настаивали именно на такой модели. Эта модель может стать той самой инновацией, которая может быть следующей после игры в "Минские соглашения".
Читатель, я сильно сократил и кое-где упростил текст, кажется именно вот такое в Украине считается философией.
На самом деле еще год назад, где-то в июле ЗН намекала, что именно третий сценарий усиленно проговаривается в АП. Но на тогдашней волне патриотизма президент просто не мог озвучить такой план, политически он был самоубийством.
Обществу нужно было время, чтобы осознать некие простые вещи:
- мы воюем не с ЛДНР, мы воюем с Россией
- Россия бросит в бой столько сил и средств. чтобы не дать нам раздавить республики военной силой
- в военном и экономическом отношениях Россия превосходит Украину примерно в десять раз.
Это означает, что победа над Россией (нанесение ей недопустимого урона) хотя и принципиально достижима, но будет означать для Украины потери примерно такие как во 2-ю мировую: гибель 8 миллионов и потеря примерно трети промышленного и инфраструктурного фонда.
Безусловно разумные граждане не пожелают Украине победы такой ценой.
Т.е. получается что приходится принять гибридную войну. Но у второго сценария "в чистоте" роль Украины чисто объектная. А это всегда проигрышная роль - не следует думать, что субъекты процесса будут заботиться об интересах объекта.
Следовательно нужно в рамках войны на истощение обрести субъектность - перестать быть игрушкой России и Запада и заставить их вспомнить, что есть еще одна сторона конфликта - Украина.
Вот последние действия президента как мне кажется как раз отмечены стремлением начать свою игру.
Во-первых, он двусмысленно дал понять России, что о плане всучить расходы по Донбассу Украине при сохранении реального контроля над Донбассом - пошли прахом, и лучше о них забыть. Украина брать эту территорию себе в ближайшем будущем не собирается. Точнее - сопровождает готовность выполнять Минск лишь при условии полного контроля за границей - условие для России заведомо неприемлемое. И что снабжение Донбасса украинскими товарами будет сильно ограничено - России придется заботиться об этом самой
НО Порошенко этим не ограничился. он сделал еще один ход - он расторг военные соглашения с Россией, и в частности то, которым обеспечивалась возможность доставки военных грузов в Приднестровье через территорию Украины. И в третьих, Украина готовит пакет нормативных актов, которым будут сильно ужесточены условия обмена людьми и товарами с Крымом.
А это означает для России, что снабжение Приднестровья, Крыма и даже Донбасса для России становится куда более серьезной проблемой.
Вот как комментирует решения президента
Алексей Макаров в последнем номере
Самостоятельных ходов у Киева мало, но кое-что есть. Восприняв гибридную войну как попытку мухлежа под столом, судя по всему, было принято решение любыми способами заставить руки на стол положить.
Ползучий, слегка примороженный конфликт непредсказуем именно в связи с его продолжительностью; международное внимание, как показывает опыт - девушка переменчивая, а уверенности в успехе собственного государственного проекта в создавшихся условиях, видимо, нет. Экономическая и гуманитарная блокада Донецка, Луганска, Крыма, а теперь - и Приднестровья в этой логике должны подтолкнуть оппонента к действиям уже не подковерным, а открытым и демонстративным.
Вы хотите создать иллюзию дееспособности ДНР и ЛНР за счет украинского бизнеса и украинских же выплат? Нет, платите за все центробанковскими рублями и снабжайте их из Набережных Челнов. Вы хотите легализовать назначенных вами начальников? Признайте их! Заключите с ними договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи! И о взаимной защите инвестиций не забудьте! Долой гибридность, даешь чистокровность!
Вам очень хочется сухопутный коридор в Приднестровье? Пробейте его! Через Молдову, Украину, Румынию, Венгрию, через кого угодно.
И вот тогда руководство страны тоже открыто и абсолютно прозрачно обращается ко всему цивилизованному миру с неопровержимыми доказательствами того, что имеет дело не просто с преступником, но и с рецидивистом. И требует действий. И тогда - уже полная аналогия с 1939-м, новые санкции, а чемпионат мира по футболу в 2018 году проходит скорее в Гватемале, чем в Москве.
Это опасная игра, от которой не в восторге стратегические партнеры, расположенные в Европе. Они больше кого бы то ни было хотят погрузить нынешнее состояние в лед и забыть о нем, а размораживать это состояние доверить своим преемникам. Но это игра, которую могут использовать другие стратегические партнеры, находящиеся далеко от Европы, которые помнят, чем для СССР закончился Афганистан.
Попросту говоря, последние шаги Порошенко создают серьезные трудности для Путина. Он поставлен перед нелегким выбором - или все это терпеть, а это неудобно, очень дорого, а главное - нестерпимо унизительно! Какой-то кондитер - и посмел, кому?
Однако альтернатива - открытая война - тоже не сахар. Мне кажется, что ни население России, ни коллектив единомышленников к такому повороту не готов.
Население потому, что патриотический экстаз потихоньку испаряется, а жизнь вступает в свои права: опросы показывают, что если настоящую войну с Украиной год назад поддерживало 56% населения, то сейчас не больше 30%. А пойдут гробы - станет еще хуже.
А коллектив не поддерживает потому как у России долговых обязательств на 700 млрд, а резервов на 350. В таких условиях начать войну конечно можно, только вот выходить из нее будет очень уж сложно. Т.е. это значит по долгам не платить, это отрезать себе пути
к возвращению в Европу. К таким кардинальным шагам кооператив миллиардеров решительно не готов, да и многие силовики тоже. Учатся и лечатся их семьи на Западе, деньги их лежат на Западе, и потерять все это в одночасье элиты не хотят.
Однако посмотрим на проблему с нашей стороны. Президент первый год провалил. Экономика в пике, и непонятно когда выйдет, коалиция в парламенте на грани развала, заклятый союзник Яценюк провалился почти в нулевой рейтинг, популярность президента падает.
т.е. в отличие от прошлого года, надежного тыла у него нет.
И в такой момент он идет на резкое и не санкционированное союзниками обострение с Россией.
Это очень азартная и рискованная игра.
Но у Порошенко почти что нет выхода. В главной политике - внутренней - он проиграл практически все, что только мог. Это еще не бросается в глаза, но к осени станет очевидно.
И ему нужно, необходимо хоть чего то достигнуть. А без риска уже не выходит.
Президент играет в весьма азартную игру - и рискует он сейчас на двух фронтах сразу, внешнем и внутреннем. Война на два фронта всегда опасна.
НО - похоже, что жребий брошен