Это
эссе Ярослава Грицака,львовского историка посвящено 30-летию независимости. И как мне кажется каждому украинцу, кого проблемы трансформации и державостроительства вообще интересуют (большинство это не волнует, и это правильно), стоит потратить 10 минут и прочесть этот небольшой текст. Просто чтобы на несколко минут сменить оптику и угол зрения.
Этим летом вместе с режиссером и драматургом Владом Троицким дискутировали на встрече, организованной Аспен институтом Киев. Он рассказывал о своем проект 30 из 40 . Но для начала предложил нам угадать, что может означать это название. Ответ оказался простым, но только после того, как он сам ее сказал: «30 лет украинской независимости с тех 40 библейских, которые Украина должна пройти, чтобы достичь состояния нормальности»
Роман Шпорлюк, украинский-американский историк, интеллектуальный гуру нашего поколения, когда-то сказал, что в мире очень мало по-настоящему оригинальных идей - может, две или три. Остальные - их перепевки. Когда в 2001 году мы праздновали 10-ю годовщину украинской независимости, он использовал этот библейский образ, предложив измерить достижения и потери Украины, сравнивая ее с соседней Польшей не 2001 года, а с Польшей в 1928-м, когда молодой польскому государству, как и украинскому, было всего 10 лет. За это время страна пережила убийство первого президента, 12 правительств и один государственный переворот. Она хронически страдала от недостатка политических свобод, сильного регионализма, украинского национализма, крестьянского и еврейского вопроса, высокой коррупции и была одним из самых бедных государств Европы.
Если же расширить это сравнение на 20 лет - до 1939-го, то увидим еще одну проблему молодых государств: угроза внешней агрессии. В составе Польши были земли, которые ее большие и сильные соседи считали своими. При таких обстоятельствах одним из ключевых условий жизнеспособности молодого государства является геополитическая поддержка. Только благодаря такой поддержке она способна удержать свою территориальную целостность. И наоборот: если поддержка отсутствует или недостаточна, то угроза потери территорий, и даже независимости, становится реальностью.
Польский пример можно распространить на соседнюю межвоенную Литву. Здесь тоже сменилось 12 правительств за 10 лет, произошел государственный переворот в 1926 году, были урачены территории в 1920-м в результате польской агрессии и была потеряна независимость в 1940-м в результате советской.
Независимая Румыния установилась гораздо раньше Польши и Литвы. Но у нее был тот же джентльменский набор: 12 правительств за 10 лет, государственный переворот, регионализм, коррупция, отсутствие свобод, убийство премьер-министра, проблема с национальными меньшинствами, потеря территорий.
Всякое сравнение хромает. Межвоенная пора имела свои особенности, которые не позволяют полноценно сравнивать ее с современностью. К ним относятся, в частности, сильные тоталитарные движения - коммунизм и фашизм, которые тогда доминировали в большинстве европейских стран. Сейчас тоталитаризм, похоже, навсегда ушел в прошлое. Так же в прошлом осталась угроза большой европейской войны. По словам американского журналиста Томаса Фридмана, две страны с хорошо развитой сетью Макдональдс не будут воевать между собой. Поэтому молодым независимым государствам можно не бояться агрессии со стороны западных соседей. Остается, однако, российская угроза, и молодая Украине это хорошо почувствовала на своей шкуре.
Чтобы убедиться, что молодые государства таки имеют свои «детские» болезни, можно взять пример из другой части света и другой эпохи. Имею в виду США. Они отмечали 30 лет независимости в начале XIX в. Перуанский экономист Эрнандо де Сото в своей книге Загадка капитала. Почему капитализм побеждает на Западе и нигде больше сравнивает тогдашние США со странами Восточной Европы начала 2000-х. Общим является статус периферийного государства с сильными центробежных тенденциями, слабо регулируемыми правовыми отношениями и большой долей серого сектора в экономике. Американскому правительству понадобилось почти 100 лет, чтобы решить эти проблемы. Прочее, как говорят американцы, стало историей.
Каждое государство имеет свой период созревания и роста. Поэтому судить о его достижениях и потерях стоит по историческим рамкам. Есть молодые государства, которые быстро выросли и повзрослели, например, Израиль. Есть государства, которые не выросли и застряли, например Аргентина. Стартовые условия у нее были очень близки к американским. Однако она так и не повторила американского успеха. Сейчас ее показатели хуже литовских и польских. Основная причина - та, что делает ее близкой к современной Украине: олигархический строй.
В любом случае библейская идея «сорок лет блуждания по пустыне» имеет смысл. Конечно, это хождение может продолжаться как меньше, так и дольше. Эксперты говорят, что в среднем успешная трансформация занимает 50 лет. То есть примерно столько, сколько длится смена двух поколений.
Но каким бы длинным ни было это «блуждания по пустыне», оригинальная идея остается той же: изменения требуют ровно столько времени, сколько им нужно. Или, как сказал покойный Любомир Гузар: «Дайте людям вырасти в свободе». А уже потом судите их по плодам.