Александр Мартыненко принадлежит к весьма узкому кругу самых знающих и компетентных политических журналистов. При этом он принадлежит и к числу политических комментаторов очень взвешенных и категорически не ангажированных - поистине редкость в украинской журналистике новейшего времени.
Потому у меня очень большой интерес к каждому его публичному выступлению. И его
последнее интервью главреду УП Севгиль Мусаевой не обмануло моих ожиданий. Хотя я вполне осознаю, что оно произведет впечатление далеко не на всех (даже могу поспорить, что на меньшинство) моих читателей.
Но я его все равно размещу - правда сокращу конечно. И даже превращу в набор тезисов - так удобней.
Самое ценное в этом материале - Мартыненко наблюдал становление политической Украины с первых дней и притом вблизи. Потому самое тут ценное - это его комментарий к истории Украины. А все это интервью и есть как раз такой развернутый комментарий
30 лет Украине
Я согласен с теми экспертами, которые говорят, что мы заканчиваем детский сад. Точнее приближаемся к окончанию - это подготовительная группа детского сада.
Потому что 30 лет для страны - это не срок вообще. Украина формируется как страна. Поэтому у нас все впереди, а не в прошлом.
Об упущенных шансах
я считаю, что все, что у нас получилось и не получилось, имело свои причины. Эти причины приводили к последствиям. То есть это не тот случай, когда скажешь - ну, мы должны были принять другое решение. Нет. Все было так, потому что иначе быть не могло.
Будапештский меморандум
Я тогда был в Будапеште, стоял за дверью той самой комнаты, где согласовывали этот меморандум.
Я помню прекрасно настроения у делегации, которые были тогда, и прекрасно помню, что еще никто в Украине не понимал, где границы наших возможностей - субъект мы или объект.
А вокруг бегают большие дяди, крупные державы, которым уже много-много лет, и говорят: "Ребята, если вы не отдадите ядерное оружие, вам хана". И об этом дружно говорят все - Россия, Соединенные Штаты и другие наши будущие партнеры. Тогда никто не воспринимал эту территорию как страну, будем прямо говорить. Ей было 2-3 года, никто не понимал вообще, что это будет.
Украинская свобода
Украинцы - свободолюбивый народ, который очень не любит начальников. Украинец хочет быть начальником, но при этом он его не любит. Такая казацкая республика.
Но то, что ощущение свободы - это то, что отличает украинцев от многих других народов - это правда.
На самом деле очень приятно и прикольно, хорошо жить в окружении свободных людей. Вместе с тем, это всегда приводит к тому, что ничего более или менее серьезного и коллективного здесь организовать невозможно. При этом всем, чтобы все вместе взялись и понесли бревно, если такой клич кинуть, все скажут "Да, конечно". И пойдут единицы.
Провозгласили Украину
Люди, которые имели отношение к провозглашению Украины, голосовали каждый за свою собственную Украину. Диссиденты - за одну, Кравчук с коммунистами - другую, директоры советских заводов - третью. Это если мы сейчас об элите говорим…
Деградация политических элит
Как и качество писателей, музыкантов, поэтов, философов и всего остального.
Когда я смотрю на молодое подрастающее поколение политиков, не покидает ощущение, что это все детский лепет, это достаточно небольшие личности на фоне предыдущих глыб.
Потому что я, конечно, вижу этих детей, которых занесло в политику с Владимиром Александровичем, некоторых воров, которых занесло в политику Владимиром Александровичем.
Но я ведь помню эти глыбы, которые каждый день занимались тем, что вынимали деньги из государственного бюджета Украины. И это были очень умные, очень профессиональные люди, и делали они это очень красиво. Я помню настоящих бандитов, которые сидели в здании Кабинета министров Украины, которые занимались коммерческой деятельностью в этих стенах. Я помню ничтожества, которых забрасывало на всякие министерские должности, которые не то, что к министерству, к ЖЭКу нельзя было подпускать на пушечный выстрел.
Поэтому говорить о том, то раньше были профи, а сейчас нет - неправильно. Не все так просто, жизнь другая, мы сейчас живем в совершенно других условиях.
Об олигархах
Знаете, я в 92-95-х годах часто бегал по Кабинету министров Украины, и видел там массу людей. Я видел кого угодно, но я не видел ни одного иностранного инвестора.
Я правда видел много иностранных бизнесменов, которые прорывались в Кабмин. Думаете, для того, чтобы привести сюда инвестиции? Нет, чтобы получить квоту на экспорт металла, потому что внутренняя цена была 100 долларов, а внешняя - 700. И вот за квоты на экспорт металла эти иностранные граждане готовы были платить украинским чиновникам большие деньги. Я думаю, что они их платили.
Это тот иностранный бизнес, с которым столкнулась Украина на заре своей независимости. А раз не было чужих инвесторов, а в этой стране были люди, которые заработали деньги на Перестройке и в начале 90-х, часто нечестным путем, то ничего другого, кроме как скупки дешевых украинских предприятий, не оставалось.
Вот так и появились в стране олигархи. Поэтому это не тот случай, когда Кучма решил - а давайте мы сейчас заведем олигархов себе. Олигархи завелись сами собой.
О роли случая в истории
2008-й год, как мы помним, кризис, 2009-й год - его разгребание, падение уровня жизни, все остальное. А тут - выборы.
Если бы кризис случился не в 2008-м, а в 2011-м, у нас была бы другая страна, конечно. Кстати говоря, с Крымом и Донбассом. И войны бы не было, я почти в этом уверен. Так случилось. Не сказать, что это ошибка, так просто вышло.
Электоральный маятник и Зеленский как его итог
Этот маятник называют бешеным, потому что он действительно раскачивался, и в итоге раскачался до 2014-го года. И надо понимать, что мы стояли в шаге от уничтожения страны и разделения ее на две похожих по размеру части. Слава Богу, этого не случилось. Зеленский - это, конечно, следствие и показатель. Показатель того, что людям надоело это движение маятника. Люди, возможно, хотели это выразить другим способом, но получился Зеленский.
Это действительно такое посылание к чертовой матери всех, кто занимался, в том числе, раскачиванием маятника. Кто, вооружившись демагогией, под красивыми лозунгами банально разворовывал страну.
Зеленский играет того президента, которого хочет видеть заказчик. А заказчик и по совместительству режиссер - это мы, граждане Украины. И если у него рейтинг в три раза, в два раза больше, чем у ближайшего конкурента, значит, заказчика в целом все устраивает.
В 2019-м году фактом избрания Зеленского президентом люди сказали - ребята, все, мы закончили с прошлым, с 13-м годом, кстати, тоже. Мы закончили с этими большими людьми с большими лицами, которые были президентами до Зеленского. Кстати, размер лица - это то, что отличает его от всех остальных. Он людям нравится.
И сейчас ничего из того, что очень не нравится людям, Зеленский не делает. У всей этой команды есть одно качество: они стараются сценарий, который им пишут люди, читать. Или угадывать, или читать - по-разному бывает.
У нас ослабели карательные органы, у нас стало другое МВД, что бы там ни говорили про Авакова. У нас действительно стало больше цифровой свободы. Не потому, что Зеленский пришел, а потому что жизнь такая. Но он во всяком случае этому не сопротивляется, а помогает.
Поэтому нет, это не чистое кино в телевизоре. Это кино, в котором участвуем все мы. Я бы сказал так, что "Слуга народа" - это постоянно демонстрируемый фильм, в котором актерами являемся все мы.
Страной управляют Зеленский и Ермак?
Да нет, что вы, какой Ермак? Это "слуганародная республика". Я называю "Украинская слуганародная республика" - УСНР. Главной одноуправляющей силой является фракция "Слуга народа". А направляющей силой "Слуги народа" является Зеленский.
Вот, собственно, Конституция закончилась на этих двух пунктах.
"Слугу народа" сложно назвать партией. Так, политическая группа - даже не политическая, а группа людей, которая получила власть в этой стране. При чем никакой не узурпацией, а люди сами эту власть взяли и отдали. Сказали - ребята, берите эту власть, потому что предыдущие нас задолбали.
Поэтому СН у нас является исполнительной властью, законодательной властью, какой угодно властью. Судебной еще не всей, правда.
Поэтому дискуссия о том, это парламентская или президентская форма правления, не имеет сейчас никакого смысла.
Причем, мне кажется, что когда придет конец президентства Зеленского - это будет происходить мирно, здесь не будет войны. Это, кстати, очень важно. Потому что маятник, о котором мы говорили, стоит на месте.
Поэтому не будет никаких конфликтов серьезных политических. Причин для грохота, внутренних конфликтов, гражданских конфликтов, нет. Просто уйдет Зеленский, придет другой.
Кто рулит внешней политикой
Как правило, за редким исключением, глава администрации всегда этим занимался больше, чем министр иностранных дел. У него больше влияния. Был единственный министр иностранных дел, который имел больше влияния, чем у профильного заместителя главы администрации - Константин Грищенко.
Я прекрасно понимаю, о чем мы говорим. И я понимаю, что все они не профессионалы в дипломатии, они рисковые ребята, привычки у многих получены на улицах города Киева. И они эти привычки пытаются привнести в дипломатию.
При этом я, конечно же, слышу разные такие "фе" со стороны многих классических дипломатов разных стран мира. Но Украина так жила всю жизнь. Мы всегда говорили одно, обещали одно, делали другое. При этом я должен сказать, что пока в крупную международную переделку нынешняя власть нас не завела.
Я знаю эту точку зрения, что у нас все печально. Но в то время, как в мире международная политика живет по правилам питерских подворотен, почему мы не можем противопоставить им киевские улицы? Может, это и правильно в наше время. Киевские улицы значительно чище, понятнее и не такие амбициозные.
Проблема оккупированных территорий
Решение в Москве и в Вашингтоне.
Пока это все стоит на паузе. Причем пауза может быть очень длинная.
Я бы отметил несколько важных моментов:
- общая картина первых лет, помогает избавиться от исторической аберрации;
- избрание Зеленского - желание послать к черту все старые элиты и всех этих вороватых "профессионалов", которые в своей грызне за власть и места у кормушки чуть не погубили страну;
- Зеленский потому сохраняет популярность, что в общем делает именно то, ради чего его избрали (банальное заключение, но ни нашим элитам ни нашим диванным комментаторам оно ну никак не дается);
- роль Ермака сильно преувеличена;
- если каждые выборы президента в эпоху раскачивания маятника "Запад-Восток" превращались в нечто судьбоносное и грозили закончиться войной, то уход Зеленского не будет судьбносным и войны не будет