Этим постом я продолжаю публикацию
лекции бывшего посла Канады в Украине Романа Ващука; начало публикации находится
здесь.
Текст посвящен типичным ошибкам Запада в попытках ускорить процесс превращения Украины в демократическую и успешную державу. И наблюдения Ващука представляются мне просто чрезвычайно интересными и важными. Читателю следует постоянно помнить: Ващук прежде всего критикует ошибки иностранных программ и иностранных организаций, по преимуществу государственных. Хотя и нам с вами и украинским политикам некоторые замечания прямо таки по дых... А некотрые на украинскую почву непереносимы, они именно для представителей Запада. И читатель должен постоянно в уме производить сепарацию. И помнить о том, что уже сказано в первой части
№4 - Брошенные на обочинах. Забытые среднестатистические украинцы
Все "правильные" западные правительства хотят спасать маргинализированных людей. В Украине действительно были вопиющие проблемы: война на Востоке, внутренне перемещенные лица, проблемы ЛГБТ, проблемы женского движения, проблемы цыганского населения, проблемы людей с инвалидностью.
И для них всех мы имели программы, проекты, мы работали и ставили галочки в своих отчетах, которые обслуживали все "наши" маргинализированы группы. Однако при этом как-то забыли о большинстве населения Украины. Которое на данный момент менее многокультурное, чем вы себе представляете. Судя по опросам, это примерно 92% украинцы, где-то 6% россиян, остальные - поляки, евреи, цыгане и другие.
Поэтому украинцы - абсолютное большинство Украины. Жители сел, малых городов и райцентров, которые долго страдали от экономического упадка, ощущали себя забытыми в период с 2014 до 2019 года. Они были среди тех, кто вызвался идти на войну, но они чувствовали, что Киев, а тем более заграница, ими не занимался.
И дело не только в дорогах. В мае прошлого года мы ездили в путешествие в Черкасскую область, были в Чигирине. И спросили у людей: "Чем здесь люди в Чигирине занимаются?" Люди сказали, что занимаются тем, что выезжают в Польшу на работу. Этот кризис райцентров был для меня каждый раз очевидней, потому что я старался вырваться из киевского пузыря, в котором мы тусовались с различными активистами и теми, кто умел писать проекты.
ЭТИ 50% ПЛЮС УКРАИНЦЕВ, КОТОРЫМИ НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ, УТЕРЛИ НОС РЕФОРМАТОРАМ И ИХ ЗАПАДНЫМ НАСТАВНИКАМ
Должен здесь вспомнить канадку Руслану Вжесневский и ее группу, они рассказали: как люди в селах и малых городах чувствовали себя забытыми и насколько они реально злы на жизнь, на Киев, на людей, на политиков, поскольку, скажем, крупные сельскохозяйственные предприятия много и успешно экспортируют, это все прекрасно выглядит в рекламе и в отчете, но эти холдинги уже не нуждаются в людях. Один большой John Deere, один тракторист, а остальное село просто не нужно.
Программ нет, а люди, скажем, бывшие механизаторы Черкасской области, они не подпадали ни под одну из наших категорий людей, о которых мы должны были очень заботиться. И пока МВФ заботился о макрофинансовых показателях, пока мы заботились о других маргинальных группах, эти 50%ПЛЮС украинцев, которыми никто не занимался, как раз стали тем электоратом, который в прошлом году утер нос всем этим реформаторам и их западным партнерам.
№5 - ИНФОГРАФИКА БЕЗ ДУШИ. Коммуникация без сердца, но с желчью
В чем проблема с коммуникацией. Правительственные организации, а также "профессиональные" части гражданского общества очень любят инфографику. Есть миллионы инфографик различной сложности, но им не хватало души, эмоции, нет позитивного реформаторского нарратива, что мы делаем, почему и что вы с того будете иметь.
Нормальные люди отключаются, когда такое видят, и тем не занимаются, но слушают эмоциональный нарратив. А он шел преимущественно от противников и реформ, и Украины, которые играли именно на эмоциях, а не на технократических схемах. Это мы видим не только в Украине.
Тут возможно, что Украина была предвестницей похожих процессов. Я недавно читал интервью корреспондента Time Magazine Шарлотты Альтер о ее разговоре с нормальными американскими избирателями.
Она сказала, что люди, которые работают в аналитических центрах, считают, что избиратели думают так: «Если А, тогда B, тогда C, тогда D". Ну, такая логическая вещь. Люди, которые работают в управленческих областях, где все имеют профессиональную деформацию думать именно такими категориями. А эта Шарлотта Альтер говорит: "Ordinary voter logic is more like А, therefore purple, therefore banana, therefore 18". ( "Логика обычного избирателя скорее - А, следовательно фиолетовые, следовательно бананы, следовательно 18" - ред.).
То есть люди слышат разные вещи, из разных источников - они смешиваются у них в голове, особенно, если кто-то дал эмоциональное объяснение - за того и голосуют. Мы коллективно не сумели помочь правительству Украины такой нарратив создать, а тогдашний президент очень зациклился на себе , на выборы решил пойти с вопросами исключительно идентичности "Армія, мова, віра", но не сумел объяснить людям остальные вещи, которые были для них важны.
№6 - ЛАВИНА ИНОСТРАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ВИЗИТОВ. Перегрузка отчетностью
В дипломатии все радуются, когда есть визит, но его подготовка требует недель работы. Если принять во внимание ограниченный человеческий ресурс правительства Украины, все говорят "low capacity - мало мощности, мало людей, мало реформаторов, мало всего".
Если вы половину их времени оттягиваете на заполнение ваших отчетов и подготовку приемов ваших делегаций, то когда они должны делать эти реформы ?
С одной стороны, вы считаете, что постоянным контактом способствуете развитию, но вы одновременно отвлекаете энергию. Если мэр города две недели толчется по Канаде и набирается опыта в других местах, то в это время он не руководит городом, не проводит совещания и реформы. Опять же, здесь надо найти баланс, но я думаю, что мы, возможно, переборщили по различным активностям.
Всегда говорят о координации доноров, но в итоге каждое государство, каждая система требует, чтобы получатели помощи это выполнили. Канадские требования отличаются от американских, японских, итальянских, европейских. Так что им приходится нанимать специальные штабы, чтобы заполнять все те отчеты, чтобы и дальше получать помощь. Эта дилемма есть повсюду, но в Украине она стала слишком очевидной в эти 5 лет.
№7 - "ОСТОРОЖНО, НО НЕ БЫСТРО". Кто вовремя дает, дает вдвое
Были такие ситуации, когда украинская сторона говорила: "Нам нужно двигаться и уже что-то делать". Но Запад говорил: "Воу-воу-воу, ждите-ждите. У нас есть процедура, у нас есть годовой бюджет. Давайте может за два-три года".
А Киев: "Нет, люди от нас требуют уже сейчас, они надеются". Среди первых встреч, на которых я был в Киеве в октябре 2014 года, была встреча с Дмитрием Шимкивым, который тогда был заместителем главы Администрации Президента, ответственным за реформы. Он говорил: "Нам важнее сейчас - доплаты для чиновников, чтобы мы могли удержать ключевых людей в системе, не только министров, но и заместителей, руководителей отделов, чтобы они имели мотивацию и внедряли изменения, о которых мы говорим. Ибо кто-то должен это делать ".
Здесь я могу погладить по головке Канаду и нас всех коллективно, потому что мы как раз имели программу, которая называлась "EDGE", теперь называется "SURGE", которая была не самой большой, но зато была быстрой.
Приведу конкретный пример. Когда Наталью Яресько назначили министром финансов (это был ноябрь-начало декабря 2014) она мне звонит на второй день и говорит: "Ромaн, я здесь в министерстве, здесь никто не знает, как формируется политика, они просто все умеют считать, а стратегически думать никто здесь не хочет. Что с этим делать?"
Я тогда обратился к Скотту Кларку, который был бывшим заместителем министра финасов Канады и нашим представителем в Международном валютном фонде, и Павлу Мигусу, который перестроил не одну канадскую или австралийскую управленческую систему. Через шесть дней они прилетели в Киев, сели с Натальей Яресько и ее тогдашней шефом аппарата Оксаной Маркаровой и за две недели нарисовали, как должен работать по крайней мере верхний уровень Министерства финансов.
А от других стран помощи они еще полгода-год ждали, чтобы те договорились, как предоставить консультанта. Поэтому действительно, кто вовремя дает, дает вдвое. И окна возможностей, предоставляемых радикальными политическими изменениями, не остаются открытыми вечно, они закрываются.
В конце концов крупнейшие игроки, а это ЕС, Европейский банк, сказали: "Знаете, мы не можем просто доплачивать людям, потому что это изменит отношения внутри бюрократии, могут быть проблемные побочные последствия".
Через три года они запустили свою большую программу "Ukraine Reform Architecture", как бы все эти проблемы учли, но когда эти люди начали появляться в стратегических министерствах и директоратах, уже многие возможности начали исчезать - все уже думали о выборах 2019 .
№8 - СВЕРХСЛОЖНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Страна - подопытный кролик
Если вы специалист по государственному управлению, но в вашей стране вам не позволили чего сделать, то вы тогда "О!, есть же Украина, ну повезем эту сверхновую невероятную модель туда, они не могут отказаться, есть какое-то финансирование, и мы то внедрим, it's gonna be great "(это будет грандиозно!).
А не всегда. Украина - это именно страна, где стоит выбирать надлежащую управленческую технологию, отвечающую задачам, а не пробовать что-то новое и грандиозное.
Пример: система электронных деклараций . Как-то я спросил представителей Всемирного банка по рабочим завтраком: "Как случилось, что столько людей в Украине должны их подавать? Сколько их планировалось в начале?». А они сказали: "Ну, мы думали, может 300 системно важных людей должны их заполнять". Я сказал: "Почему у нас теперь 1 200 000?" "Ну, знаете, думали, может надо немного масштабнее".
То есть гражданское общество стало требовать, чтобы "чем больше, тем лучше", а какие-то чиновники даже думали, что когда деклараций много, то их никто не будет проверять и таким образом планировали саботировать. И так мы дошли до 1 200 000. В результате имеем сложную электронную систему, которая время от времени зависает.
А чтобы заполнить примерно 60 страниц данных, нужно несколько дней. Описать все, включая то, какие у вас есть рисунки дома, сколько ваша жена имеет бижутерии, сколько ваш муж имеет там часов, и какой фирмы. Очевидно, большинство людей, которые это заполняли, возненавидели эту систему и людей, которые этого требовали - активистов гражданского общества.
Тогда в качестве мести ввели декларации для антикоррупционных активистов гражданского общества. Они закричали, что это несправедливо, мол, это не про нас, мы не государственные чиновники. Но парламентарии ответили: "Ага, если мы мучимся, то и вы мучайтесь". Словом, до сих пор никто действительно эффективно работать с декларациями не может, но они якобы суперпрозрачные.
Любой, имея интернет, может пересмотреть декларации почти каждого украинского чиновника, исключение только для людей СБУ. Это можно использовать в своей предвыборной кампании, говорить, что вот его теща имеет гараж, а он неправильно его вписал, и вы с того тещиного гаража можете сделать дело, важнее 5,5 миллиардов долларов Коломойского, которые он вытащил из Приватбанка. Про гараж каждый понимает, а миллиарды - ну то таке.
Особенно, если вы сами Коломойский и можете заказать телерепортаж о тещином гараже. Даже господин Стародубцев, который был "душой" системы ProZorro, сказал мне, что в прозрачности может быть темная сторона, которой можно манипулировать.
№9 - МИРАЖИ ДЕЛИВЕРОЛОГИИ. Проекты не доходят до политического адресата
"Миражи Деливерологии" - это идея, которой наше правительство в Канаде немного играло в 2016-2017 году. Правительство Гройсмана - тоже. Владимир Гройсман - это человек очень системный и прагматичный. Все думал, если мы построим людям Х километров дороги, организуем поставку Х количества бесплатных лекарств для старших, все это оценят, и соответственно будет результат на выборах.
Но не сумел связать это с национальным нарративом, что состоял в политике децентрализации. Вдруг оказалось, что все очень любят своего мэра, который им делает дорогу и восстановил садик. А Киев - это какие-то люди, всех обдирают и делают неизвестно что, хотя это именно Киев передал все эти деньги на места.
А сіромудрі активисты нападали на Гройсмана или на президента Порошенко, когда они приезжали в какой-нибудь город и открыли какой-то сад, мол, это вообще не их ответственность и они лезут не по своему делу. Хотя очевидно, что все это стало возможным благодаря тому, что именно они передали полномочия из Киева на места.
Итак, как обнаружили опросы, люди на местах в основном были довольны тем, как они живут, но убеждены, что Украина как государство летит в пропасть и все страшно. Это как когда-то было в Канаде, когда спрашиваете людей: "Как вам нравится медицинское обслуживание в провинции Онтарио?", Они скажут "Неплохо". Но если спросить: "Как вы видите состояние системы здравоохранения вообще?». Скажут: "Страшная". Потому что о системе говорят только тогда, когда есть какой-то кризис, когда говорят: госпитали не имеют достаточно денег, медсестры недовольны, центральная власть ссорится с местными. Так что в Украине так же было очень много конкретных положительных изменений на местах, но люди их не ассоциировали с общегосударственной политикой.
№10 - ЗАЦИКЛЕННОСТЬ НА ВТОРОСТЕПЕННЫХ РИСКАХ. МВФ, мораль, и как цена на газ сожгла правительство
В пакете со всем вышесказанным идет moral hazard (моральный риск) - зацикленность на второстепенных рисках. Приведу свежий пример. Все мы помним, как весной многие западные врачи из англосаксонского мира предостерегали, что маски - опасные, кто-то может их не так надеть или не туда прикоснуться. Люди больше озабочены этой маленькой опасностью, чем пользой, которую маска может принести обществу.
Так же МВФ, который столько раз, извините за выражение, обжегся на Украине, стал настолько чувствительным и придирчивым, что зациклился на вопросе цены на газ в Украине и решил, что правительство должно ее поднять. Правительство предупреждало, что это поставит на них политический крест.
ТО, что казалось логичным в расчетах, БЫЛО убийственным В УКРАИНСКИХ политических реалиях
МВФ и экономисты говорили: "Нет, смотрите, мы же выдаем людям субсидию, никто не пострадает, мы просто хотим, чтобы была абсолютная прозрачность во всем". Но в украинских условиях люди видят цену на газ и уже обижены, они забывают, забывают, что имеют субсидии. А когда подаются на субсидию, то оппозиционные политики им говорят: "Это признак того, что вы обнищали, даже не можете за газ заплатить, государство должно подачки вам давать".
То, что казалось логичным в расчетах, было убийственным в украинских политических реалиях. Наша Министр Фриланд на своем уровне, я на своем уровне - мы пробовали говорить и МВФ, и другим, что, настаивая на этом, можно угробить целую программу реформ. На что мне один местный представитель МВФ сказал: "Ну если это правительство не может этого сделать, то придется другое правительство и сделает то, что мы хотим". Но оно получилось не совсем так .
Так что это мои топ-10 - в основном недостатки в том, как направлялись и коммуницировались полезные и добрые реформаторские решения.
Как и в ситуации с первой частью -тут многое заслуживает обсуждения. Но хочется прочесть мнение читателей прежде всего украинцев, болтовня русских может и оставаться без ответа.
И хотелось бы, чтобы украинцы увидели здесь национальные проблемы. А не повод отмазывать "свои партии" и своих любимцев, которых они принципиально не способны критиковать.
ЕЩЕ РАЗ -= проблемы страны и проблемы одного отдельно взятого вашего обожаемого - вещи принципиально разные.
И конечно не могу не сказать о пп. №9 и №10. Тут все остается абсолютно актуальным и по сей день. И если с п.10 с "той стороны" мы сделать не можем ничего (не в наших силах переделать огромную бюрократическую махину МВФ) то разоблачать вопли о "жу3тких тарифах" мы вполне можем, ведь бедные не платят более 15% - и напомните мне: кто именно из сторонников Порошенко возмущался воплями трех каналов о тарифах и о нищем населении? Мне пожалста ники и ссылки...
И п.9 бЫл верен в 2017-м и ровно в той же степени оказался справедлив в 2020-м и даже более того - ИМЕННО П.9 И ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ ОГРОМНЫЙ УСПЕХ МЭРСКИХ ПАРТИЙ.
Но на этом кончаю и жду реакций в комментариях