Дункан Аллан, исследователь Chatham House Пока мир борется с пандемией COVID-19, разрушительная война, которую Россия ведет в Восточной Украине, длится уже седьмой год.
Политики предстали перед серьезным выбором. Соглашения, заключенные в сентябре 2014 и феврале 2015 года, - концепция окончания войны - основаны на двух несовместимых интерпретациях суверенитета Украины, в материале Chatham House я называю это «минской дилеммой»: Украина суверенна, как настаивают украинцы, или ее суверенитет должен быть ограничен, как того требует Россия?
Здесь нет места для компромисса
Украина считает эти соглашения инструментами восстановления своего суверенитета. Она призывает к следующей цепочке действий: прекращение огня, выход России из восточной Украины, возврат украинско-российской границы под украинский контроль, честные выборы на Донбассе и в ходе продолжения децентрализации, запущенной в 2014 году, передача власти региону, который будет реинтегрирован и передан Киеву. В результате Украина сможет самостоятельно принимать решения в вопросах внутренней и внешней политики. Но это не готова принять Россия.
Россия же наоборот считает Минские соглашения инструментами, которые помогут ей нарушить суверенитет Украины. Она требует, чтобы выборы в оккупированном Донбассе были проведены до того, как Украина получит контроль над границей. За этим последовала бы автономия российских прокси-режимов, наносящая разрушительный удар по центральной власти в Киеве. Украина не сможет осуществлять эффективное самоуправление или ориентировать свою внешнюю политику на Запад. Неудивительно, что подавляющее большинство украинцев считает такой результат абсолютно недопустимым.
Западный подход к минской дилемме неточен и непоследователен. Преобладает мнение, что выполнение соглашений - это нечто среднее между российской и украинской позицией. Но попытки сделать это - так называемые план Мореля и формула Штайнмайера - постигла неудача, ведь они лишь усиливают давление на Украину и никоим образом не меняют политику России.
Западным политикам пора прекращать попытки разрешить нерешаемое противоречие и признать существование минской дилеммы - Украина или суверенна, или нет.
Здесь нет места для компромисса.
Альтернативный подход к имплементации Минских соглашений сделал бы защиту суверенности Украины безоговорочным постулатом западной политики - а значит, поддержал украинскую трактовку соглашений. Это сделало бы Минские соглашения инструментом для деэскалации и урегулирования конфликта. Тем временем западные правительства поддерживали бы украинские политические и экономические реформы, используя Соглашение об ассоциации с ЕС в качестве якоря, укрепляющего положение Украины перед давлением России.
Этот альтернативный подход основывается также на предположении, что реинтеграция Донбасса, - это, в лучшем случае, далекая перспектива, чтобы избежать создания невыносимого давления на Украину. Наконец, этот подход повлечет за собой противостояние с Россией, которое завершится лишь тогда, когда ее руководство признает Украину суверенным государством
Идея затяжного конфликта в Восточной Украине и продолжительной конфронтации с Россией встревожила бы многих западных политиков. Но попытки воплотить Минские соглашения, если они не основаны на поддержке суверенитета Украины, обречены на провал и могут дестабилизировать страну. Политикам Запада пора решить, какая трактовка минской дилеммы больше соответствует интересам и принципам их стран.
Иногда очевидные вещи наиболее трудно произносимы. Все что тут написал исследователь Чатэм хаус очевидная истина. Но вот Западному миру это трудно принять. Тогда как для России эти вещи абсолютно очевидны - НО ОНА ТОЖЕ НИКОГДА ВСЛУХ И НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛОЩАДКАХ НЕ ПРИЗНАЕТ СКАЗАННОГО.
Хотя в конфиденциальных беседах только это и говорит. В надежде, что ее "услышат" - т.е. Запад признает, что все постсоветские государства кроме России и Прибалтики - чистая видимость, это банановые республики России, и только она должна решать, какие там будут правительства, какие валюты и какие договоры эти страны имеют право подписывать. И что весь мир должен признать за Россией право бандита - т.е. право грабить постсоветские страны и убивать тех, кто грабежу будет сопротивляться.
Чего не понимает Россия - что дело тут не в Западе. Что в этих странах в большинстве уже сложился широкий консенсус населения и элит - они не хотя Россию в качестве суверена и хотят сами решать, как им жить. И что никакие переговоры с Западом тут ничего не изменят.
Война в Донбассе тому яркое подтверждение. Война длится 7 лет, она уже стала для России тем, чем был Афган для СССР, бессмысленным убийством, преследующим явно недостижимую цель: заставить Украину покориться.
И как Афган для СССР, война в Украине постепенно разрушает не Украину, а Россию. И я об этом написал еще в самый первый 14-й год - Россия ступила на путь к саморазрушению. и хорошо если саморазрушению подвергнется только путинизм.
И что страннее, что непонятнее всего это как русские авторы никак не могут справиться с этим сюжетом. И пишут очевидные нелепости. А ведь вещь проста, как мычание.
Впрочем украинские наемные авторы не лучше. Но об этом в следующий раз