Вчерашний день прогнозировано закончился отставкой кабинета Гончарука и формированием нового кабинета. При всех достаточно очевидных недостатках и и лично Гончарука как премьера и его кабинета в целом, смещение всего кабинета мне лично не казалось правильным решением, а в особенности не казалось и не кажется мне решением своевременным.
Мне кажется что Президент несколько испугался надвигающегося кризиса и решил ударить по тормозам - на мой личный взгляд и слишком резко, и немного рановато. Просматривая вчера вечером сайт НВ, я обнаружил. что не я один так полагаю. И я позволю себе сегодняшнее утро посвятить эпитафиям премьеру и кабмину, ушедшим в небытие
Иван Верстюк Украинский премьер-министр Алексей Гончарук - это не только самокаты и жилетки, которые якобы вышли из моды. Это еще и серьезная попытка быть честным, оправдывающим ожидания правительством. Не так и мало.
Подобно экс-премьеру Британии Терезе Мэй, которая начинала переговоры о Брэкзите и потеряла поддержку Консервативной партии, Гончарук потерял поддержку партии Слуга народа. Он пытался решать те задачи, которые считал правильными, в рамках пространства возможных политических компромиссов. Гончарук непонятен партии Слуга народа. Эта партия живет ожиданием быстрых и легких побед, достижимых буквально если не сегодня, то в среду утром, когда на очередное заседание соберется Кабмин. Мол, мы же все понимаем, что не так со структурой украинской экономики. Мы же все понимаем, что задерживает развитие страны. Так пусть же Гончарук все это решит с сегодня на завтра. А не может решить - так пусть уходит в отставку. Молодых и энергичных в этой стране хватает с лихвой.
И так вроде бы легко найти очередного технократа-трудоголика, поседевшего на аналитике то ли украинских тарифов на электроэнергию, то ли от изучения принципов свободной торговли с ЕС, чтобы тот взвалил на свои плечи ответственность за рост ВВП. Эта простота мышления в верхах Слуги народа поражает - премьер с задачей расширения и ускорения экономики должен уподобиться пану из сельского поместья, у которого куры, свиньи, коровы и кролики должны размножаться пропорционально вниманию к ним самого пана.
Но ладно. Такая логика имеет право на жизнь. Действительно, есть такая вещь, как макроэкономическая смекалка - ты либо понимаешь, какой аккорд зажать на грифе гитары украинской экономики, либо не понимаешь. Ты либо способен сыграть сольный номер, отличающийся от других, на шести струнах музыкального инструмента, либо не способен.
Рост украинского ВВП в четвертом квартале прошлого года замедлился более чем в два раза - до 1,5%. Гончарук сейчас станет ритуальной жертвой этого неприятного для страны скачка экономики вниз. Выйдет ли после этого экономика на траекторию роста хотя бы на уровне 4%? Возможно, но не факт. Разрушится ли после этого тот более чем шаткий консенсус, который существует между премьером, министерством финансов, министерством экономики и министерством энергетики? Скорее всего, да.
Однако складывается впечатление, что Слуга народа и президент Владимир Зеленский ждут украинского мессию. Вот найдется такой мессия, возглавит Кабмин - и экономика начнет расти по 7% в год, доходы домохозяйств взлетят до 30% в год, инфляция замедлится до 2%, Минфин начнет привлекать десятилетние займы под 1,5%, Нацбанк введет нулевую ставку и своей экспертизой по монетарной политике снесет всех конкурентов на легендарной ежегодной конференции центробанков в Джексон-Хоул, Таможенная служба на корню приостановит экспорт опиатов из Средней Азии в Евросоюз, а Офис генпрокурора за две недели будет добиваться в судах позитивного решения о взыскании миллиардных активов с должников Фонда гарантирования вкладов.
Кабинету министров на сегодняшний день нужен не столько гениальный стратег, просчитывающий все - от ставок Федерального резерва США до ситуации на рынке труда Евросоюза - сколько эффективный менеджер. Понятный, комфортный для министров, предсказуемый менеджер. Гончарук пытался таким менеджером быть, не идя на поводу настроений как партии Слуга народа, так и общества, ожидающего тридцатилетних ипотечных кредитов под 3%, как во Франции, уже завтра утром. Премьер такого плана дает результат через год, через два. Если Зеленский брал Гончарука, известного своей работой в экспертном секторе, на работу, то должен был понимать, что он берет на работу человека, мыслящего конкретными долгосрочными проектами, которые он хочет начать и завершить.
Обвинять Гончарука в том, что он не Маргарет Тэтчер, либерализировавшая экономику Великобритании и продавшая почти все госкомпании, - слегка странно. Тэтчер находилась на должности премьера одиннадцать лет. Ровно столько ей потребовалось, чтобы сделать все, что она сделала - и в вопросе Фолклендских островов, и в вопросе дерегуляции локальных правил ведения бизнеса. Знаете, кто был ключевым советником Тэтчер? Нобелевский лауреат по экономике Мильтон Фридман, на чьих взглядах на монетарную политику росла вся мировая экономика в 1980-1990-х.
Знаете, за что дают более высокие должности, например, в системе Евросоюза? За принципиальность. Так, антимонопольный еврокомиссар Маргрета Вестагер выросла до уровня вице-президента Еврокомиссии по построению новой экономики благодаря тому, что не побоялась пойти с открытым забралом на глобальные цифровые монополии. Она говорила и продолжает говорить крайне непопулярные вещи, но ее за это не ругают наверху, а дают новые полномочия. Высокая должность в исполнительной системе власти - это не пространство для популизма, а необходимость ежедневно решать вполне конкретные, прикладные вещи.
Качественными кадрами нельзя разбрасываться. Каждое кадровое изменение тормозит процессы хотя бы по той причине, что политической системе надо подстроиться под видение нового руководителя и под его специфику принятия решений. Гончарук войдет в историю как глава Кабмина больших ожиданий. Большие ожидания остаются. Новый премьер не сможет от этого избавиться. Мы все живем взглядом в будущее, которое будет лучше, чем настоящее. Мы хотим предсказуемости и понятности. Мы не хотим кулуарщины и договорняков. Дайте же нам это.
Сразу должен сказать - есть очевидные мотивы, по которым Зеленскому было выгодно сменить кабмин. Но я не уверен, что он руководствовался только очевидными соображениями. В какой степени решение продиктовано поисками баланса внутри власти (балансов внутри команды, преодолением "наследия Богдана", балансов между администрацией и олигархами и т.п.) - знает только сам Зеленский. Но вот этого он нам точно не скажет.
Однако один мотив у Верстюка схвачен точно - общество желает мгновенных успехов. НО большинство реальных и эффективных реформ на первом этапе приносят не облегчение, а ухудшение. в особенности если болезнь приобрела хронический характер.
И из стремления к мгновенным успехам и неугасающей популярности серьезные реформы вырасти не могут. Так попросту не бывает