Я обещал представить различные мнения по поводу послангия Путина в котором все сначала увидели "транзит власти", но потом дружно опомнились ии осознали что никакого транзита пока что не видать и не нужно додумывать за Путина. А вот прислушаться и приглядеться к его словам безусловно необходимо. Одно мнение по этой проблеме - мнение Андрея Илларионова- я недавно представил своим читателям. Сегодня представляю другое мнение, мнение
политолога из Лондона Владимира Пастухова; если Илларионов сосредоточен на внутрикремлевских терках и кадровых назначениях, то политолог Пастухов анализирует концепцию конституционной реформы, задекларированной Путиным
Ну, этих-то мы ссадим, а вот других уже не найдем!
/«Квартет И» /
За фасадом транзита власти и текстом послания президента скрывается идея создания корпоративного государства. Такое уже было, и не в СССР
Конституционный туман
Поспешно озвучив свои конституционные инициативы, Путин выступил в качестве конституционного спойлера, постаравшись перехватить и опошлить зреющую в недрах обществах идею настоящей, а не фейковой конституционной реформы. Послание президента создает видимость ответа на запрос общества о перераспределении полномочий между ветвями власти в пользу парламента и суда, в то время как на практике его предложения должны привести к прямо противоположному эффекту - усилить диспропорцию и укрепить «президентскую вертикаль».
Собственно, конкретных идей, касающихся переформатирования отношений между ветвями власти, не так много.
Во-первых, президент предлагает не согласовывать кандидатуру премьера с Думой, а утверждать ее в Думе. Это не более чем игра в слова, ловушка для простаков - по сути своей, это предложение в соотношении сил ничего не меняет, оно политически нейтрально. Это чистая пропаганда.
Во-вторых, президент предлагает утверждать в Думе кандидатуры вице-премьеров и министров, предлагаемых премьером. Это действительно шаг, точнее - маленький шажок в сторону парламента, поскольку президент делится с Думой частью своих полномочий: раньше и тех, и других утверждал он сам. Но, сделав этот маленький шажок навстречу парламенту, Путин тут же делает два огромных шага назад.
Потому что, в-третьих и в-четвертых, Путин предлагает изменить порядок назначения силовых министров и прокуроров, что в реальной политической жизни России несопоставимо по весу с назначением экономических и прочих министров, которые, чем бы ни руководили, в реальности являются «министрами без портфеля» наподобие несчастного Абызова.
Раньше силовые министры хотя бы формально имели тот же статус, что и другие министры, и представлялись президенту для утверждения в рамках принятого ритуала премьером. Теперь с этим будет покончено - их конституционно-правовой статус приводится в соответствие с их фактическим статусом «первых среди равных». Теперь они назначаются президентом по итогам консультаций с Советом Федерации, которые носят сугубо формальный характер, в силу того, что верхняя палата российского парламента с 2003 года является не избираемой, а назначаемой. Аналогичный трюк предлагается проделать и с региональными прокурорами, назначение которых будет осуществляться по той же схеме, которая предложена для силовых министров.
И то, и другое новшество означает резкое укрепление «президентской вертикали» власти, с лихвой компенсирующее куртуазный поклон в сторону Думы в виде предоставления ей права развлекаться назначением «министров второго сорта».
Легализация «понятийной конституции»
Президент предлагает встроить в Конституцию «Госсовет», что в переводе с конституционно-правового языка на общечеловеческий означает «впихнуть невпихуемое». Ибо в конституции все же был заложен принцип разделения властей, а «Госсовет» ни к одной из этих ветвей не относится, но зато является органом выработки стратегических решений.
Конечно, люди старших поколений хорошо знают, что такое «Госсовет», - это ЦК КПСС: отфильтрованное и дистиллированное сборище номенклатурной элиты, в обычном режиме используемое для политической ратификации принятых вождями решений, а в кризисной ситуации служащее инструментом разрешения межклановых конфликтов между этими самыми вождями. По ряду намеков президента можно понять, что «Политбюро» для этого нового ЦК КПСС уже готово - это Совет безопасности, в котором Медведеву якобы уготована роль «секретаря по идеологии» при «генеральном секретаре» Путине и «оргсекретаре» Патрушеве.
Идея внедрить в Конституцию «Госсовет» на фоне всего сказанного Путиным кажется проходной и не первостепенной. Сам он спрятал ее где-то в середине послания. Но в действительности она является одной из ключевых. Это форточка, через которую в Конституцию пропихивается обратно принцип «демократического централизма», то есть имперский принцип одноканальной, выстроенной сверху вниз персонифицированной власти. Не надо строить иллюзий - в жизни этот принцип давно возобладал.
В частности Кремлю все это "местное самоуправление" надоело не меньше, чем он сам надоел обществу, и там решили «решить проблему» кардинально: продлить вертикаль власти вниз до самого конца и конституционно закрепить статус местного самоуправления как части единой централизованной государственной машины.
Все это указывает на то, что никакого отношения к так называемому «транзиту власти» предложенная Путиным конституционная реформа, скорее всего, не имеет, он просто в спешном порядке завершает юридическое оформление созданной им за двадцать лет правления политической системы. Более того, предложенная конфигурация власти указывает на то, что самой вероятной формой «транзита» является отсутствие транзита - Путин останется президентом, правда, пока не совсем ясно, чего, т.е. вопрос о "союзном государстве" остается открытым.
Конституция «корпоративного государства»
Конституция России 1993 года была философским и политическим манифестом победившей коммунизм новой политической силы и новой идеологии, этой идеологией был либерализм. Соответственно, действующая российская Конституция по своей философско-мировоззренческой направленности была и остается либеральной. Отцы - основатели посткоммунистической российской Конституции сумели вбить в фундамент две несущие сваи: постулат о безусловном приоритете прав и свобод отдельного человека над интересами коллектива, общества, государства и постулат об интеграции России в западное, европейское политико-правовое пространство.
Путин во-первых подменил главный объект конституционно-правовой защиты, аккуратно сдвинув права и свободы человека на одну позицию вниз и водрузив на освободившееся место «суверенитет народа». Во-вторых он подменил закрепленную в Конституции самоидентификацию России как части мировой западной политико-правовой системы, на самоидентификацию России как осажденной крепости, ведущей с миром непрерывную и тотальную войну на фронтах.
Выход в свет фильма Владимира Соловьева о Муссолини, по всей видимости, совершенно не случайно почти совпал по времени с эпохальным посланием президента и мог иметь целью подготовить широкую публику к правильному восприятию конституционных новаций. Тем более Муссолини действительно является наилучшим фоном для восприятия идей о приоритете суверенитета народа над правами отдельного человека. Впрочем, и без Муссолини вкупе с Франко в окружении правящих в России второе десятилетие кланов достаточно откровенных и тайных приверженцев идеологии «корпоративного государства», изобретенной в Европе начала XX века альтернативе демократическому и правовому государству. Достаточно сослаться на опубликованный с невиданной помпой и при очевидной поддержке Кремля «Проект Россия», насквозь пронизанный преклонением перед идеологией и практикой европейских ультраправых движений и зоологической ненавистью к демократии.
Это последняя и высшая стадия той ползучей конституционной контрреволюции, которая с небольшими перерывами продолжается начиная с 2001 года. Империя, казалось бы, ушедшая в прошлое, наносит свой ответный удар, становясь снова главным, теперь почти возведенным в конституционный ранг принципом государственного строительства в России.
Опять-таки перед нами мысли и оценки профессионала высшей квалификации. к тому же сосредоточенного на политических структурах России, и я понимаю, насколько он компетентней меня в данной сфере.
Потому отмечу лишь парочку деталей.
Во-первых, он отмечает изгнание принципов либерализма из конституции, с чем вполне коррелирует отмеченное Илларионовым изгнание сислибов из правительства. На заигрываниях с либерализмом ставим крест.
А во-вторых он утверждает, что принципиально конституция становится конституцией "корпоративного государства", классическим примером которого является итальянский фашизм Муссолини.
А россияне считают меня русофобом, когда я им пытаюсь втолковать, что у них - профашистское государство. Ну вот, по мнению политолога Пастухова - новые принципы конституции, провозглашенные Путиным, крайне популярным лидером России, призваны завершить трансформацию России и превратить ее из полуфашстской страны в просто фашистскую.
С чем я россиян и поздравляю