Роттердам и рынок

Sep 02, 2019 11:06


В Украине заработал рынок энергии.
Он заработал как раз в безвременье, когда старая Рада и старый кабмин уже не работали, а дорабатывали последние недели, а новая Рада и новый кабмин еще не родились. Замечу. что прошлая власть целую пачку реформ, назначений и перемен запустила именно таким образом: достаточно вспомнить последние назначение Порошенко или подписание Паарубием избирательного кодекса - как раз в последний день своих полномочий.

Вообще-то, для страны, которая провозгласила приверженность западным схемам, внедрение рынка вместо госрегулирования в любой сфере должно вроде бы приветствоваться.Однако запуск энергорынка, как способ его запуска, так и момент для старта встречены были экспертнгым сообщества весьма противоречиво. эксперты указывали на столкновение интересов олигархов (прежде всего Ахметова и Коломойского) и упрекали друг друга в ангажированности.

Статья Юлии Самаевой для ЗН представляет собой грамотное описание конфликтной ситуации. где у каждой из сторон есть свои "за" и "против"

Псевдорынок

Почему полстраны годами обсуждает стоимость угля, который закупит частная компания ДТЭК? Почему нам снова рассказывают, что "Роттердам+" - это великое благо, и дешевле еще пойди найди? Потому что ДТЭК - это монополия. Монополия, которая давит и шантажирует, которая манипулирует и спекулирует, которая не подчиняется законам рынка и никогда не позволит этот рынок создать, чтобы не потерять свое монопольное положение.

Несмотря на это, правительство два месяца назад запустило рынок электроэнергии, хотя эксперты чуть ли не хором говорили о необходимости отсрочки этого события и о тотальной неготовности к переходу на рыночные отношения. Действительно, о какой конкуренции и балансе спроса и предложения может идти речь в условиях, когда одна компания в стране обеспечивает 73% добычи энергетического угля и около 80% выработки тепловой генерации?

Но ведь есть и другие источники - АЭС, ГЭС. Все так, но за неделю до введения рынка правительство запускает механизм специальных обязательств, согласно которому "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" должны поставлять часть электроэнергии по фиксированным заниженным тарифам для нужд населения. Это порядка 50% генерации. Цель самая благородная - не допустить повышения цены для населения. Но как не может быть конкурентного рынка при наличии на нем монополии, так и не может его быть при отсутствии единой, сформированной самим рынком, цены. Власть собственноручно и наверняка сознательно ведет к банкротству "Укргидроэнерго" и "Энергоатом", закрепляя монопольное положение ДТЭК на рынке.

По сути механизм специальных обязательств выбил из рынка тех немногих, кто мог бы конкурировать с ДТЭК. В итоге после запуска рынка на коне опять оказалась тепловая генерация, на 80% принадлежащая ДТЭК.

И монополист умело использует данные ему властью привилегии. Рынок есть, но цена не падает даже в выходные дни, так как на рынке постоянно создается дефицит, удерживающий стоимость на верхней границе. Действительно, с октября 2018 г. мировые цены на уголь снизились почти вдвое - со 100 до 58 долл. за тонну. И сейчас "Роттердам+" был бы выгодным, но не потому, что это хорошая формула, а потому, что на фоне монстра, созданного оптовым рынком электроэнергии, роттердамское чудовище - пушистый зайчик.

ДТЭК, лишившаяся бы части прибыли после снижения мировых цен на уголь, в новых условиях ничего не потеряла, - до запуска рынка эксперты надеялись на снижение цены на 25%, в итоге она выросла на 30%. И это не повод оправдывать формулу "Роттердам+" или чиновников, ее придумавших и отстаивавших, это повод признать, что при наличии монополиста государство всегда будет оставаться в проигрыше.

И пусть не обманется читатель, считающий, что правительство его облагодетельствовало и защитило от повышения цены. Электроэнергия - одна из основных составляющих цены практически на все товары и услуги, повышение ее стоимости производитель закладывает в цену продукции, а оплачивает - потребитель. И точно так же, как во времена "Роттердам+" мы платили за двойную доставку угля из Роттердама, хотя это был уголь с шахт ДТЭК и импорт из РФ, сейчас мы будем платить монополисту еще больше, потому что он подмял под себя рынок и теперь может сам регулировать цену на нем.

Нет ни конкуренции, ни свободного ценообразования. Эксперты предлагают тысячу и один способ, как изменить и улучшить ситуацию, но в действительности рецепт один - избавиться от монополии.

Бравые борцы с монополиями

У нас есть целый Антимонопольный комитет, который по идее должен ограничивать монополии и защищать свободную конкуренцию. Этот самый комитет еще в 2015 г. начал расследование о монопольном положении энергохолдинга ДТЭК на рынке электроэнергии.

Тогда сам регулятор рынка НКРЭКУ обращался в АМКУ с просьбой обратить внимание на возможное злоупотребление со стороны ДТЭК и искусственное завышение цены. Кстати, обращалось в АМКУ по поводу ДТЭК и "Укрэнерго", сообщая, что ДТЭК, возможно, искусственно создает на рынке дефицит электроэнергии. Трехлетняя переписка по сути закончилась тем, что АМКУ своим решением переложил всю ответственность на плечи регуляторов, мол, делайте, что хотите, мы умываем руки.

Расследование завершилось официальным признанием, что компания ДТЭК не злоупотребляет монопольным положением. В АМКУ признали, что ДТЭК "имеет структурные признаки монополии" и рыночную власть, но посчитали, что компания не может этой властью пользоваться из-за государственного регулирования рынка. Если проще, раз рынок электроэнергии является регулируемым, монополия нам не страшна. А еще АМКУ не заметил злого умысла в формуле "Роттердам+", а его глава Юрий Терентьев собственноручно формулу согласовал, несмотря на то, что львиная доля прибыли за счет двойной логистики была получена конкретной компанией, не просто занимающей монопольное положение на рынке, но еще и продающей уголь самой себе.

То есть, по мнению АМКУ, когда ДТЭК пугает страну снижением запасов угля и замерзшим населением, выгоняет на демонстрации шахтеров, вмешивается в работу государственных органов, давит на чиновников, чтобы отстоять частные интересы компании, и является основным бенефициаром тарифа, определяемого НКРЭКУ, она не злоупотребляет монопольным положением на рынке. ДТЭК, контролирующая не только подавляющее большинство ТЭС, но и 73% добычи угля, не монополия.

Сейчас, спустя два месяца после начала работы оптового рынка электроэнергии, АМКУ мог бы начать новое расследование, ведь после запуска рынка ДТЭК свои монопольные позиции укрепила еще больше, а ссылаться на предохранители госрегулирования уже не получается. После запуска оптового рынка электроэнергии тепловая генерация ДТЭК вышла из поля госрегулирования. Учитывая, что компании принадлежит 80% генерации, а о структурных признаках монополии можно говорить, уже когда речь заходит о 35%, основания для того, чтобы АМКУ снова обратил свое пристальное внимание на ДТЭК, очень веские. На худой конец в АМКУ могли хотя бы задаться вопросом, почему цена электроэнергии после запуска рынка не снизилась, а наоборот, выросла. Учитывая скорость предыдущего расследования, начать надо уже сейчас, чтобы успеть хотя бы концу 2021-го.

Сейчас, спустя два месяца после начала работы оптового рынка электроэнергии, АМКУ мог бы начать новое расследование, ведь после запуска рынка ДТЭК свои монопольные позиции укрепила еще больше, а ссылаться на предохранители госрегулирования уже не получается. После запуска оптового рынка электроэнергии тепловая генерация ДТЭК вышла из поля госрегулирования. Учитывая, что компании принадлежит 80% генерации, а о структурных признаках монополии можно говорить, уже когда речь заходит о 35%, основания для того, чтобы АМКУ снова обратил свое пристальное внимание на ДТЭК, очень веские. На худой конец в АМКУ могли хотя бы задаться вопросом, почему цена электроэнергии после запуска рынка не снизилась, а наоборот, выросла. Учитывая скорость предыдущего расследования, начать надо уже сейчас, чтобы успеть хотя бы концу 2021-го.

Официально никто, кроме АМКУ, не может признать компанию монополистом, и никто, кроме АМКУ, не может определить, злоупотребляет ли монополист своим положением, нарушая конкурентное законодательство. Именно АМКУ должен принимать решение, что делать с такой компанией и как ее разделить, чтобы восстановить здоровую конкуренцию. Но поскольку нынешний состав АМКУ не показал выдающихся результатов работы и во многом себя дискредитировал, нужна не только та самая политическая воля, чтобы подобное расследование было хотя бы начато, но и перезагрузка самого АМКУ. Согласитесь, очень сложно бороться с монополией, если уполномоченный на это орган упорно игнорирует очевидные злоупотребления и совершенно недееспособен.

Начну с того, что внесу ясность - как Роттердам стал хорошим.
Уголь подешевел на 40%. Но при этом введение рынка привело к тому, что мнополист Ахметов продает энергию не дешевле, а еще дороже. На целых 30% а раньше продавал дороже нормальной цены только на 30%. Т.к. теперь он продает дороже на 70%, то и Роттердам+ с превышением в 30% кажется удачным.

При этом АМКУ (сформирован при Порошенко) принципиально отказывается признать Ахметова монополистом. вопреки многочисленным искам и фактам.

Ну ладно, Порошенко. А новая власть шевелиться собирается? Собирается - Зеленский просит законодателей дать ему право переформатировать некоторые органы, которые катастрофически себя дискредитировали: НАЗК, НКРЭ, АМКУ,ВККС. НО добиться этого будет нелегко - это изменения в конституцию нужны (Порошенко спокойно проигнорировал конституцию и присвоил себе такие права. используя обычные законы, они противоречили конституции, но никто не волновался).

Вполне очевидно. что у Зеленского так не получится, а провести законы через Раду - не знаю. в рамках политкорректности (т.е. не используя методы Кучмы, т.е. не сажая в тюрьму не наезжая через СБУ и даже не угрожая подобным) я не верю, что блок Ахметова-Порошенко-Бойко удастся преодолеть. Они будут вопить во весь голос о защите конституции и демократии - а у них в руках 7 телеканалов. Разумеется, демократия от Ахметовапорошенкобойко совершенно немыслима без монополий Ахметовапорошенкобойко.
И мы еще какие пылкие статьи в защиту демократии в сетях прочтем, благо почва унавожена

Тем более, что ГОЛОС занял позицию принципиально демократическую, мозет разве что Тимошенко поможет. Конечно может помочь группа Авакова-Коломойского. Но вот эти бесплатно не помогут ни в чем. И обращаться к ним все равно, что идти за помозщью к дьяволу

В общем, я могу лишь повторить: вот кому я не завидую, так это Зеленскому

монополия, Ахметов, ЗН

Previous post Next post
Up