Екатерина Гольцберг Пользователи соцсетей делятся друг с другом шоком после обнародования результатов первого тура президентских выборов. Многие недоумевают: откуда взялось столько тех, кто проголосовал не так, как они? Кто все эти люди? И действительно, как так вышло, если в ленте только друзья и единомышленники? Откуда взялась вся эта странная и непредсказуемая статистика?
Размышляя на эту тему, я пришла к выводу, что виной всему желание забанить всех. Согласитесь, вы не раз видели посты весьма уважаемых пользователей, которые в порыве праведных чувств апеллировали к оппонентам: “удалитесь из друзей все, кто…” Дальше возможны разные вариации. Все, кто “сторонники господина N”, “противники прививок”, “ест мясо убитых животных”, “поддерживает радикалов / либералов”, “пишет неправильно -ться и -тся”.
Да, теперь дилемму нежелательного общения можно решить просто - удалить человека из друзей или добавить в черный список, очистив таким простым способом свою ленту от тех, кто думает иначе.
Проблема лишь в том, что в реальной жизни все удаленные не лишаются права голоса, а идут и ставят отметку в бюллетенях. Но уже без возможности услышать ваши стенания по поводу их неудачного выбора. Они не узнают вашего мнения, пусть даже оно будет исключительно правильным и убедительным. Вас больше нет в их информационном пространстве, какие бы умные вещи вы ни писали, они вас не прочтут и не услышат. Бан подобен информационной смерти.
Да, поздравляю, теперь вы находитесь в элитном клубе своих единомышленников, которые лайкают ваши посты и кивают в ответ. Они, безусловно, согласны с вашими доводами и разделяют ваши идеи. Они голосуют так же, как вы, читают те же книги и не смотрят ненавистный телевизор. Теперь рядом с вами нет этих мерзких несогласных, портящих нервы своими возражениями, раздражающих в ленте своими непохожими мыслями и несогласием. Ваше информационное пространство не смердит, да и вообще - чистый кислород! Вы на острове, где все друг другу улыбаются. А где‑то там копошатся те, кто лишен возможности узнать о вашем мнении. Хотя, что говорить, им тоже вполне комфортно, рядом с ними тоже одни единомышленники.
оюсь, у нас есть риск (небольшой, конечно) того, что каждый окажется в таком кругу, казалось бы, единомышленников, где не будет тех, кто думает иначе. А значит, из информационного пространства просто исчезнут те, с кем мы могли бы дискутировать и аргументированно спорить и на чье мнение могли бы влиять, если уж это так важно для нас. Не факт, что получится, но ощущение, что мы хотя бы попробовали, даст небольшую веру в справедливость и чувство сопричастности к общему выбору.
Мы научились писать длинные посты, но совсем разучились вести реальные дискуссии. Дискуссии, в которых можно противопоставить оппоненту нечто большее, чем “сам дурак” или “все дебилы”. Оскорбить человека, глаз которого ты не видишь, совсем несложно. А в виртуальном мире бесконечных фейков - вообще не вопрос.
Можно обвинять кого‑то в искажении фактов и нечестной дискуссии, можно маниакально следить за постами оппонента и ловить его на неточностях, можно дискредитировать его, спекулируя какими‑то тайными знаниями, но ничто не тронет человека, который по вашему же желанию не живет на вашем острове. И нет никакой дискуссии - есть только ты, окруженный толпой восхищенных “своих”, для которых, впрочем, тоже есть риск стать “чужими” и покинуть тебя навсегда.
Да, после острых дискуссий никто не уходит с ощущением, что его переубедили, и не признает, конечно, что он изменил свое мнение. Но зерно сомнения будет опущено в землю. И, возможно, не сразу, но есть шанс, что оно прорастет. Ведь в тот момент, когда человек начинает сомневаться, он начинает думать.
Пойду, пожалуй, разбаню “своих”.
Вообще то хочется написать +100500.
Правда на Солнце есть пятна, а к тексту пара замечаний.
Мы научились писать длинные посты - лично у меня по этому поводу большие сомнения. А вот в чем нету сомнений - мы разучились их читать. Все что длиннее смски или трамповского твиттера усваивается плохо.
И автор пошла разбанивать своих - я готов разбанить чужих. и одного чужого разбаню прямо сейчас.
И вообще никогда не баню за взгляды - только за поведение. И в споре следует оставаться прежде всего приличным человеком, а стиль важнее взглядов. Потому что стиль - это человек