Профессия как судьба

Aug 05, 2018 16:15

Каждый выбирает по себе
/Юрий Левитанский/
Константин Эггерт

Убитый в Центральноафриканской Республике Орхан Джемаль был исламистом-антисемитом и отрицал Холокост. И по Крыму его позиция оказалась критической, думаю, только из-за симпатий к единоверцам - крымским татарам. Пожалуй, не было темы, по которой я мог бы с Орханом согласиться. Перестал ли я от этого читать его репортажи и считать его журналистом? Нет.

Другой погибший (с которым я не был знаком), Александр Расторгуев, снял кино про национал-большевика Захара Прилепина и «его борьбу» в качестве комиссара в так называемой «ДНР». Перестал ли он от этого быть в моих глазах интересным режиссером? Нет, не перестал.

Стал бы я смотреть их фильм-расследование о российских наемниках? Конечно, стал бы, невзирая на несимпатичные мне взгляды авторов. Кстати, они туда «не поперлись», как пишут некоторые фейсбучные критики, а поехали на задание. Как полагается журналистам. И не надо трещать про «адреналиновых наркоманов». Вы не врачи, чтобы диагнозы ставить.

Лично мне убежденных нацистов, исламистов или коммунистов проще понять и признать в них достойных врагов. Они вызывают (опять же лично у меня) больше интереса, чем пластиковые мальчики и девочки с госканалов, которые сегодня рассказывают о том, что оппозицию финансирует ЦРУ, а завтра, так же захлебываясь, станут вещать, скажем, об «исторической встрече президента Навального с лидерами ЕС». Сегодня Трамп «наш», завтра «жертва окружения», послезавтра «не наш». Нужное подчеркнуть.

Вы можете обожать Путина сколько угодно, но навязывать аудитории одну версию - про ограбление съемочной, и «забывать» другие - это хорошо? Молчать о цели поездки группы Джемаля - расследовании деятельности российских ЧВК? Без конца напоминать о Ходорковском - как будто такую поездку мог профинансировать Константин Эрнст?

Вы спросите, кто я такой, чтобы надевать белый фрак? Отвечу: никто. Я не военный корреспондент. И на моем счету тоже достаточно компромиссов с совестью. Об этом мне не устают напоминать в социальных сетях, да я знаю и без этих напоминаний. Мы, журналисты, не ангелы.
И все мы в последние годы ведем друг с другом холодную гражданскую войну. В этой войне для каждого есть своя красная черта, за которую нельзя.

И эта война следствие того, что происходит со страной, - постепенное умирание независимых СМИ, которым один за одним отключают кислород. На сужающемся пятачке все труднее не просто сохранить себя, но элементарно найти работу. Можно уйти из профессии, и иногда это честнее всего.

Тут у меня есть замечания.
"у каждого своя красная черта" - ой, совсем не у каждого, далеко не у каждого. И у самых оплачиваемых как раз и нету. И целые толпы переступивших заполняют пространство экрана. И это кажется всем известно - не зря же "вторая древнейшая".

Да, честнее уйти из профессии, а многим пришлось не уйти, а бежать. И многие ли оставшиеся об этом хоть слово сказали - кроме брани? А те что сказали между прочим бежавших ненавидят, притом ненавидят искренне: я вот стал сволочью и ничего, а он значит чистеньким хочет быть? - и ведро нечистот выплескивается на страницы.

Мерзко, конечно, - но они хоть за деньги, (в Киеве средняя з/п 13 тысяч, а как призналась ведущая далеко не самого рейтингового канала - одна полутарочасовая передача в неделю, - у нее впятеро больше). Так что вторая древнейшая - понятно.

Но, должен честно признаться, толпу точно таких, а порой намного худших, - в сети и за бесплатно - я понимаю намного меньше. Неужели выглядеть дрянью или похожим на дрянь - так соблазнительно? Кто им так наплевал в душу и когда что они выходят в сеть с единственной целью - творить гадости? Не знаю. Так же как не знаю, почему они в мой журнал слетаются как мухи на мед... ну что тут для них привлекательного - не постигаю.

Хотел бы обратить внимание еще на парочку деталей. Эггерт достаточно известный журналист и в солидных изданиях работает. Но вот он прочитал статью совсем против его взглядов и даже совсем-совсем против Истины - и не заявил, что "дочитал вот до этой фразы - и понял что читать дальше это себя не уважать". И прямо пишет - и читать продолжает, и уважает.
А у меня мастеров журналистского слова и специалистов по всем вопросам с вот такими выводами - как блох на уличной собаке. Ребята, а может вы себя слегка переоценили, а?

И еще одно. Конечно журналистика такая профессия - заработки непомерно велики у тех кто попал в центральные СМИ, зато гибкость позвоночника требуется большая, и это в самом лучшем, самом мягком случае. Но ведь когда выбирали - знали куда идут. И пока Тот же Евгений Киселев был нужен Гусинскому и делал то, что одобрялось Гусинским, ведь зарабатывал миллионы - а он еще и далеко не худший.

Т.е. - да мерзко, когда страна ставит тебя перед выбором - отказаться от профессии или стать продажным. Но как часто хочется крикнуть: да, страна-сволочь, и правители мерзавцы, но ПОЧЕМУ ЖЕ ТЫ СТАЛ ПЕРВЫМ УЧЕНИКОМ?
И сколько оказалось таких... О Дмитрии Киселеве не говорю как и о Доренко, у этих точно никаких красных черт нет уже давно, там давно только доллар, даже Соловьев и то приличнее.

PS Желающим спросить (таковые обнаружились, а чтоже это я все пророссийскую продажную журналистику... господа, шагайте вперед и пишите - разоблачайте, нет проблем.

Но наших самых продажных презирает вся страна - вот в чем отличие. НО вы разоблачайте - я с удовольствием почитаю. Если толково напишете - вынесу в топик

журналистика, совесть, продажность

Previous post Next post
Up