86% за «крымнаш»

Apr 11, 2018 13:07

Надежды на то, что присоединение Крыма простится России, питают в первую очередь образованные и состоятельные


АЛЕКСЕЙ ЛЕВИНСОН

Прошло четыре года, как «крымнаш». Ушел первый крымский эффект: мы победили - и потому все кругом прекрасно, даже деятельность правительства и парламента оцениваем скорее положительно, чем отрицательно. Оценки вернулись в свое привычное соотношение, недовольства деятельностью этих институтов опять больше, чем одобрения.

Но остались на прежнем высоком и высочайшем уровне многие более важные индикаторы общественного настроения. Одобрение деятельности Владимира Путина на посту президента с тех пор и до сегодняшнего дня стоит на уровне не ниже 80% (один раз опускалось до 76%). Это значит, потребность нации в символическом объединении сохраняется. 88% в марте 2014 г. и 86% (вот они!) в марте 2018 г. заявляют, что поддерживают «присоединение Крыма».

Соотношение согласных и несогласных с мнением, что в этой акции «Россия нарушила свои международные обязательства и договоренности», было как 10% к 78%, а стало как 14% к 74%. Не в том ли дело, что оказалось можно одному из кандидатов в президенты невозбранно вслух говорить, что мы поступили незаконно и «крымненаш»? Не называя никого по имени, «Левада-центр» спросил в связи с этим у россиян: а какие чувства у них вызывают люди, которые «неодобрительно высказываются о присоединении Крыма к России»? «Уважение» они вызвали у 4% избирателей (среди молодых - у 2%), «симпатию» - тоже у 4%, «злость» - тоже 4% - словом, отклика нет. Есть легкое «раздражение» - у 18% (при этом у женщин несколько больше, чем у мужчин, угадайте почему).

Главная реакция общества на это - отказ услышать. 64% выбрали ответ - «эти люди» не вызывают «никаких особых чувств». Особенно силен отказ молодых, на которых, вероятно, рассчитывали «эти люди», - у 73% из них нет насчет «неодобрительных высказываний» «особых чувств».

Про «присоединение» 70% готовы сказать, что оно принесло России «больше пользы, чем вреда». В чем польза - не обсуждаем, а наиболее очевидный вред - противостояние страны и внешнего мира. Но индикаторы показывают, что россиян оно не пугало и продолжает, как ни странно, устраивать. В июне 2014 г. 37% опасались, что «нас ожидает нарастание напряжения в отношениях, новый виток холодной войны», но 43% были спокойны, они выбирали ответ: «Все постепенно будет спущено на тормозах, и наши отношения постепенно вернутся к тем, которые были до этого инцидента». За прошедшие четыре года можно было много раз убедиться, что напряжение росло, СМИ твердят о возвращении к холодной войне, но соотношение ответов практически не менялось все это время. А ныне даже чуть выросло в пользу мнения, что все обойдется.

Тревожная закономерность: подобной иллюзией люди тешат себя тем чаще, чем выше уровень их образования и дохода. Среди малообразованных таких 41%, а среди лиц с дипломом - 47%, среди бедных - 41%, а среди зажиточных - 56%. И от попавших в выборку руководителей больше половины не хотят видеть неприятную реальность. Тенденция, однако: значит, настроения эти идут в общество «сверху», именно там пестуют идеи, что «они», мол, никуда не денутся и простят нам Крым, как простили Афган и Грузию.

Конечно, этот опрос был проведен до новой волны санкций.
Однако я не уверен, что они что-то кардинально изменят. Ощущение - русские презирают "западный мир", считают его лицемерным, выродившимся и слабым, политиков всего мира - продажными лгунами, которые ради российских денег все равно на все закроют глаза, пошумят, да тем дело и кончится.

Самое замечательное именно в том, что более других в этом уверена российская верхушка. При таком восприятии мира не удивительно, что право в России отождествляют с силой, а раз забрали силой - значит имели и право, а все разговоры про законы и договоры - это для лохов.
А Россия показала, что она на такие уловки не поддается - "не купишь меня на эту туфту" как говорил Ручечник. И конечно итог оценивается положительно, хотя между прочим бьет он по карманам россиян вполне ощутимо: только прямые расходы на Крым и Донбасс за четыре года составили примерно 25 млрд долл, т.е. каждый самодеятельный россиянин уже уплатил за эти развлечения по 250 долл из своего кармана - это не считая косвенных потерь, которые как минимум удваивают эту сумму.

И потери продолжаются и даже нарастают, но вера россиян крепка.
Такова реальная картина России. И то, что она не нравится скажем Левинсону - а это очевидно из текста - мало что значит.

Россия очень похожа на СССР эпохи начала Афганской войны - с точки зрения ее международной роли и с точки зрения внутренней оценки этой ситуации. Пожалуй только Афганская война была менее популярна в народе чем украинская - ведь в массовом сознании ихтамнет, Россия не воюет. Крым "сам ушел", а все санкции только в силу онтологической ненависти и зависти прогнившего Запада.

И пока что не видно тех элит, которые всерьез желали бы изменения ситуации, - так что это игра в долгую.

К тому же, хотя никаких войн не было, россияне полагают что их все-таки стали боятся (почему боятся если Россия не воюет - вопрос к двоемыслию), более того - россиянам нравится, что их боятся.
И уверенно растет рейтинг Сталина в России и это тоже симптом определенных настроений в оценке как истории, так и текущих событий.

Такая вот картина маслом

крымнаш, Левинсон, ВЕДОМОСТИ

Previous post Next post
Up