Грустные мысли на Страстной

Apr 14, 2017 18:55


Почему вы убиваете меня, ведь у вас преимущество?
Я безоружен. - Как, разве вы не живете на другом берегу?
Друг мой, если б вы жили на этом берегу,
я был бы душегуб, и убивать вас таким способом
было бы несправедливо. Но коль скоро вы живете на другом берегу,
я храбрец, и это справедливо.
/Блез Паскаль/

Один из лучших приматологов наших дней, наблюдавший за шимпанзе несколько десятилетий, однажды обмолвился

Что касается интеллекта инструментального, тут мы сильно превосходим шимпанзе, но что касается интеллекта социального, я бы так не сказал
В первой части этого тезиса сомневаться не приходится.

Иногда просто гуляя по улице и глядя на мир, который меня окружает, я изумляюсь.
Как все это могло получиться?
Ведь в сущности мы от высших обезьян отличаемся крайне незначительно - как же получилось, что мы создали вот все это, так разительно отличающееся от жизни животных. И притом по сути остались животными - иначе как бы могла моя собака так хорошо меня понимать?

Но вот это самое превосходство в инструментальном интеллекте позволило нам овладеть неслыханной мощью. И что самое удивительное - мощь эта стремительно возрастает со скоростью тоже ранее невиданной. И даже трудно себе представить, во что эта мощь сможет превратить наш мир буквально за ближайшие двадцать-тридцать лет.
Потому что речь идет о таких вещах как например бессмертие, обнаружение внеземной жизни, личные летательные аппараты, дома, выполняющие наши желания и сами обслуживающие и себя и нас, о начале слияния человека и машины - это не фантастические романы, это проекты, которые уже в работе.

Это что касается инструментального интеллекта. А вот что касается интеллекта социального...

Да, и тут де Вааль прав. Потому что имей мы социальный интеллект хоть несколько приближающийся к нашему инструментальному, наша жизнь, возможно, изменилась бы еще сильнее.
Но увы - этого нет.
И лучшее тому доказательство - существование профессии солдата.

Есть такая профессия - убивать людей. Причем не преступников, а просто людей, "живущих на той стороне реки", как писал еще Паскаль.
Причем это не просто профессия, это одна из наиболее уважаемых и почитаемых профессий. Уважение и восхищение перед людьми этой профессии воспитывается с самого раннего детства, причем во всех культурах.

Веками детей воспитывали на примерах героев, каковые поставляет наука история.
Но почти все главные герои в истории, это очень умелые и удачливые убийцы.
Александр и Цезарь, Чингиз и Тамерлан, Святослав и Хмельницкий, Фридрих и Наполеон, Суворов и Кутузов, Ермолов и Жуков - бог мой, да ведь в памяти у большинства учеников почти ничего не остается, кроме вот этих имен.
А ведь в большинстве своем все они прославились именно войнами "на другом берегу". Причем убили очень много людей и отличались полным равнодушием к судьбам людей вообще, для них люди были орудием.

И именно этими людьми учит восхищаться история. Романы и кино - следуют этой же традиции.

Это означает, что в плане социальной ценности личности человеческие общества от львиного прайда отличаются не так уж сильно. Главные герои и там, и там - решительные, хладнокровные и умелые убийцы.

Нет, бывают люди, осознающие чудовищную бессмысленность и несправедливость подобной системы ценностей, некоторые из них даже стали объектами массового поклонения. Но эьто мало что изменило.

И мы, если бы могли подобно герою рассказа Саймака "Кимон", посмотреть битвы даже совсем недавнего прошлого Европы, с изумлением увидели бы картину: перед битвой с каждой стороны вперед выходит священник, войско опускается на колени и истово молит Бога помочь им убить как можно больше людей с другой стороны; причем молит того самого Бога, который не просто запретил убивать вообще, но даже запретил делать это из справедливой мести. и в ответ на удар по одной щеке требовал подставить другую.

И чудовищную нелепость этой сцены веками никто не замечает. Таким замечательным социальным интеллектом снабдили нас наши предки-приматы, - и мы пронесли его почти в неизменности сначала через сотни тысяч лет эволюции, а потом через тысячи лет истории.

Но сегодня происходят и вовсе пугающие вещи. Потому что эти самые создания с социальным интеллектом обезьян обрели мощь, способную разрушить планету, убить все живое, убить самих себя - и ведь совершенно неизвестно, какие еще возможности подарит нам сверхбыстрый прогресс возможностей нашего инструментального интеллекта, при том, что социальный интеллект остается вполне обезьяньим.
И согласитесь - когда пытаешься заглянуть в такое будущее, становится несколько не по себе.

А исключений, носителей человечного социального интеллекта, вроде Будды, Сократа, Иисуса, Паскаля, Толстого - их так мало, что можно вполне игнорировать факт их существования.

И еще печальней - что не могло быть иначе. Общества, в котором такие люди и их взгляды возобладали, - немедленно уничтожались. Окружающими голыми обезьянами. А потом историки воспели эти победы. Что и случалось не раз.

Потому есть и некая правда в словах Виталия Гайдукевича

Есть правда! - но это не вся правда. В словах НЕ УБИЙ!- тоже есть правда.

Но говорить о ней во время войны - можно позволить себе разве что в Страстную пятницу.

ментальность, война, патриотизм

Previous post Next post
Up