но легкомысленно непроницательны люди
/Н.Гоголь Мертвые души/
Я должен покаяться. Я совершил ошибку.
Предсказывая развитие ситуации в случае избрания Януковича, я, хотя и не агитировал за «против всех», но и в избрании Януковича не усматривал особой угрозы. И подобно многим полагал, что между избранием Януковича и избранием Тимошенко особой разницы нет.
Я сильно ошибался.
Я был практически уверен, что избрание Януковича не несет серьезных угроз развитию страны. Мне казалось, что хотя нельзя назвать Украину страной утвердившейся демократии, но общий демократический вектор развития уже принципиальному пересмотру не подлежит.
Я сильно ошибался.
Мало того, что я неверно оценивал перспективы в случае выигрыша Януковичем президентских выборов, я еще позволил себе самоуверенно распространять свои заблуждения, да еще и принимая вид знатока.
Каюсь, грешен.
ИСТОКИ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
В своих рассуждениях я исходил из трех тезисов:
1) Янукович хотя и неплохой администратор, но слабый политик. А главное - собственно политическая деятельность его нимало не увлекает, в чем сам он не раз признавался. Да, он жаждет реванша за 2004 год, он жаждет признания и будет за это бороться. Но когда первая эйфория от успеха схлынет, когда он насладится психологическим успехом победы, наездится по заграницам, отобедает с парочкой президентов великих держав и нагуляется по ковровым дорожкам, его интерес к деятельности президента начнет спадать. И постепенно мы увидим нового Ющенко, только вместо пасеки будет охота, а вместо горщиков - именье и яхта.
2) В нашей стране власть олигархов хоть и чаще всего непублична, однако же очень велика. И сильный президент даже на уровне Кучмы для них крайне нежелателен, полуавторитарный властитель покажется абсолютно нестерпимым, а уж авторитаризм на уровне путинского и подавно. При этом пример России у всех перед глазами, и вряд ли судьбы Березовского, Гусинского и Ходорковского прельщают Ахметова или Пинчука. Да, они сильно разъединены, но перед лицом подобной угрозы не могут не объединиться, а их совокупных ресурсов вполне достаточно, чтобы отрезвить зарвавшихся кандидатов в диктаторы местного розлива. И напомнить, что на Украине наполеон - это всего лишь пирожное.
3) Я хорошо помнил, что во времена Кучмы (а Кучма в моем понимании и более сильный политик и куда более властный и твердый характером человек) парламент при любом его формате и с выраженным президентским большинством был, тем не менее, всегда в оппозиции к президенту. Потому что все депутаты понимали, что помимо разделяющих политических разногласий, у депутатского корпуса имеются два объединяющих фактора:
- презрение к избравшему их электорату - «биомассе» и убежденность в своем кастовом превосходстве и классовом праве на эксплуатацию этой биомассы, а также в необходимости скрывать от нее общность своих интересов и ценностей
- необходимость защищать свои права от посягательств прежде всего сильного президента; четкое понимание, что превращение в пешек и обслугу Президента грозит не только их политическому влиянию, но может угрожать и их физической свободе, и безопасности бизнеса.
Прежние парламенты всегда понимали, что объединяющее - необходимость противостоять давлению снизу (народ) и давлению сверху (президент и его администрация) - гораздо важнее разъединяющего: политической принадлежности. Ощущение корпоративной солидарности и корпоративной общности интересов легко брало верх над политическими различиями.
Посему депутаты непринужденно и неоднократно мигрировали из одной фракции в другую (партийная принадлежность есть не более, чем условность, просто временное обстоятельство), но всегда быстро организовывали сопротивление попыткам президента урезать их права.
Вот инстинкт самосохранения, сохранения своего бизнеса и влияния у олигархов и депутатов казались мне вполне надежными предохранителями от попыток президента стать полуцарьком. Плюс уже указанные недостатки и слабости самого Януковича.
Таковы были мои соображения, приведшие меня к ошибочным выводам.
Правда, должен сказать, что по поводу первого фактора - личных слабостей Януковича - мне и сейчас кажется, что я был недалек от истины. Во всяком случае Тарас Чорновил
в своей недавней статье приходит к весьма похожим выводам (позволю себе длинную цитату): Він хотів двох речей: з одного боку, сатисфакції, з іншого боку, нормальної влаштованості в житті. Він - людина, у якої життя почалося з бідності, з тюрми, врешті-решт, із важкої роботи. Йому хочеться самореалізації, хочеться комфорту, хочеться затишку, й щоби його поважали. Він це отримав.
Мені здається, він досягнув абсолютно всього, чого хотів. Межигір’я є, тенісні корти там є, басейни є - все є. Його туди тягне, а його кудись смикають. Сатисфакцію він отримав, перемігши на президентських виборах, - це майже повна сатисфакція.
Завершити сатисфакцію він намагається якраз через цей зовнішній вектор. Він їздить, його зустрічають як главу держави, йому подають руку, його президент Америки зустрічає, президент Росії. Тому він сьогодні лінується входити в серйозні внутрішні проблеми, а так активно їздить по закордонах. Оце ще те єдине доповнення, якого йому бракувало. Хлопець, який вийшов із таких низів, раптом стає вхожим до найвищої еліти світу. В Україні вже немає тієї руки, яку йому ще хотілося би час від часу потискати. Тому мені здається, що далі - пасіка…
Вот видно, что Чорновил воспринимал ситуацию по состоянию на 28.09 примерно так же, как она виделась мне до выборов. Я склонен ему поверить - ведь он имеет определенную информацию с «кухни» регионалов.
И ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ
Власть отвратительна, как руки брадобрея
/О.Мандельштам/
А вот что касается моих соображений об инстинкте самосохранения и способности к сопротивлению наших олигархов и депутатов - тут, должен признаться, я потерпел полное фиаско. Да поведение нашей «элиты», как политической так и бизнесовой, оказалось совершенно иным.
Они оказались чем-то аморфным, бесструктурным, трусливым и, простите, вонючим.
Чего стоит хотя бы Закон о кабмине, принятый на днях большинством. Он не только восстанавливает все полномочия Кучмы, но идет куда дальше. Теперь парламент полностью отрезан от контроля над прокуратурой и СБУ, президент становится абсолютно полновластным хозяином карательных органов. Да и отчитываться перед парламентом ни кабмин, ни отдельные министры уже не обязаны - Верховна Рада вполне добровольно полностью отказалась от своих контрольных функций - даже и исполнение бюджета она уже в полной мере не контролирует.
Это означает лишь одно - понятие «влиятельный депутат» можно со спокойной совестью сдавать в утиль. Видимо туда же в ближайшее время отправится понятие «влиятельный олигарх». И наши олигархи, как и парламентские лидеры, в ближайшем будущем будут стоять в очередь на прием - нет, не к Президенту, даже не к главе его администрации - к какому-нибдь клерку из АП. Потому что от этого клерка может зависеть его судьба, а вот влияния на клерка из АП ни один депутат вскорости иметь не будет.
Ну ладно, в депутатском корпусе сейчас много бывших, условно говоря, «шоферов и секретарш». Но Литвин и Симоненко - это ведь старые пройдохи. Ну неужто они не понимают, куда движется локомотив, которому они подкидывают дровишек? Неужели они не понимают, что их место будет именно там - в АП в роли униженных просителей. А потом туда и пускать перестанут.
Не понимаю, не понимаю …
Да, конечно, раболепство, ограниченность, жадность и трусость нашего политикума вызывают отвращение. Вот просто противно - противно до такой степени, что я всерьез подумывал о закрытии своего ЖЖ. Или в превращение его в исключительно футбольный (впрочем, киевский футбол тоже не розами пахнет).
Тошнота - чувство с которым очень нелегко бороться. И охватывает оно не только меня - не содержание, но тон
неподписанной статьи в ЗН тому порукой.
Но я поразмыслив решил, что пожалуй еще стоит побарахтаться.
Понятно, что Янукович не Путин, и я продолжаю думать, что эти полуцарские полномчия - они не Януковичу, а кому-то из его администрации. Но за этот супержирный кусок до сих пор команда президента только боролась. Теперь он получен, но я думаю, что он как известный рубин у Маугли - слишком большая ценность для таких, как они. Не может не начаться схватка под ковром - за право информировать Януковича и тем самым определять его решения. Пока это право выглядит вполне монополизированным группой Фирташа-Левочкина. Но - может я опять излишне оптимистичен - не верится мне, что все остальные сдадутся им без боя, - думаю, бои еще будут.
А значит будут обиженные в этих боях. И, так мне показалось по последней «Свободе слова» на ICTV, начинает приходить в себя и оживать Тимошенко. Да, она наделала много глупостей, и еще наделает. Да, она верна своему популизму, порой достаточно примитивному (ну нельзя всерьез говорить об инфляции в 58%), и явно зря надеется раскачать ЕС.
Но она капитулировать не собирается, а боец она известный, - война ее ремесло и ее стихия. И обиженных она точно постарается притянуть к себе, явным образом или тайным, но это среда ее потенциальных союзников (замечу, на национал-демократов у меня надежды ноль: Ющенко будет продолжать бороться за Януковича и против Тимошенко и успешно разваливать этот фланг, а Тягнибок слишком одиозен и регионален).
И есть еще одно соображение. Еще в марте-апреле я на вопрос о том, кто будет главным противником Януковича, ответил: «гривня».
И вот тут мои предположения оправдываются даже лучше, чем я думал. Цены летят под потолок с невиданной для ранней осени быстротой. Пока их полностью ощутили рядовые потребители. Но средний бизнес - в ближайшей очереди.
А судя по некоторым сведениям - и вся экономика не заставит себя ждать. Конечно, административным давлением можно инфляцию сдержать, но только месяца два-три. Ну, четыре - но никак не больше. Зато чем дольше ты откладываешь плату по счетам, тем более жестоким будет удар. И судя по неким признакам, придется он на конец первого квартала будущего года. Но удар будет серьезный.
Власть в наших здоровых традициях амортизирует удар по своим. А вот по населению и «обиженным» он может оказаться крайне болезненным.
Как скоро в число обиженных попадут Тигипко и Яценюк - вопрос, конечно, интересный…Но хотя бы один из них попадет точно, а чем сильней будет пресс власти и чем тяжелей финансовый кризис, тем сговорчивей придется быть всем обиженным.
Так что и оппозиции придется объединяться, и народ начнет шевелиться.
И вот тут уже никакие полномочия могут не спасти.
Как говорил герой Фрунзика Мкртчяна из «Мимино»: «Я ТАК думаю»
----------------------------------------------------------
* - (лат) Моя вина. Выражение происходит от первой фразы покаянной католической молитвы Confiteor, это есть формула покаяния,и потому эти слова можно перевести и как «каюсь, грешен»