Кто, несмотря на кажущееся благополучие?
/Валентин Катаев/
Внешне экономическая ситуация в Украине выглядит вполне пристойно и явно гораздо лучше, чем полгода, год или полтора года назад. Экономика начала (пусть и медленно) расти. Инфляция устойчиво снижается. Курс гривны стабилизировался, а НБУ даже может потихоньку наращивать свои резервы. Доходности украинских гособлигаций опустились на уровень двухлетней давности. Вместе с тем, это спокойствие представляется обманчивым и напоминает поведение корабля с переставшим работать двигателем в спокойном море, когда прогноз погоды обещает штормы и бури.
Причины, которые заставляют сделать такой вывод, следующие:
1. Новое правительство, как и старое, не делает существенных ошибок, но крайне медленно и непоследовательно принимает решения по реформированию экономики и социальной сферы.
2. Переговоры с МВФ в очередной раз не завершились успехом - Украина фактически вышла из программы, если оценивать не только количественные, но и качественные критерии. Логика любой программы МВФ состоит в том, что набор решений, которые нужно выполнить, нарастает с каждым месяцем, и, очевидно, за два каникулярных месяца отставание от программы еще больше возрастет;
3. Отсутствие очередного транша МВФ является очень плохим сигналом для прямых инвесторов и для финансовых игроков, которые при любой возможности могут оказать давление на курс гривны;
4. Провалившийся аукцион по приватизации ОПЗ, условия которого были составлены так, что состояться аукцион мог только в случае сочетания множества благоприятных факторов, чего, ожидаемо, не случилось. Очередная попытка продать ОПЗ может состояться в сентябре, но если условия аукциона не будут радикально облегчены для инвесторов, его итог, скорее всего, будет таким же;
5. Принятые в конце прошлого года решения по снижению ставки социального налога привели ко вполне ожидаемому результату - потенциальный дефицит бюджетной системы (как разница между получаемыми доходами и закрепленными в законе расходами) последовательно нарастает. По данным народного депутата Виктора Пинзеныка, недобор социальных налогов за полгода превысил 25 млрд. гривен.
В такой ситуации обманчивая стабильность может достаточно быстро трансформироваться в очередной виток экономического кризиса.
К сожалению, невозможно придумать действенные рецепты формирования национального консенсуса даже ради такой благой цели, как радикальное трансформирование политической, экономической и социальной системы государства. Краткосрочные конъюнктурные интересы множества игроков, функционирующих в украинском политическом пространстве, будут оказываться сильнее любых идеалистических призывов «сплотиться и объединиться». Социологические опросы наглядно демонстрируют постепенный рост электоральных рейтингов популистских партий, и не следует утешать себя тем, что они, в целом, находятся на низком уровне - начало предвыборной гонки (когда бы оно не случилось) немедленно усилит этот тренд: партиям, входящим в нынешнюю коалицию, трудно будет предъявить свои достижения, а оснований для критики решений правительства будет предостаточно.
Хотя до экватора президентского срока остается еще пять месяцев, уже хорошо видно, как популистичные политики набирают силу и наращивают свои рейтинги.
Безусловно, главная проблема, требующая самых серьезных решений, это бюджетная конструкция. Судя по всему, недобор доходов в центральный бюджет по итогам года может составить не менее 60 млрд. гривен (это моя интуитивная оценка) - расходы государственного бюджета были сильно увеличены, хотя отсутствие экономического роста не давало никаких оснований для этого, а значительная часть чрезвычайных доходов оказалась нереалистичной. И не похоже, что до конца года ситуация сможет измениться в лучшую сторону. Это означает, что уже сегодня правительство должно принять крайне непопулярные решения о том, какие расходы текущего года и на сколько будут сокращены.
Одновременно с этим правительству предстоит сформировать свое видение бюжета-2017, который, увы, будет не менее жестким, чем бюджет текущего года - слабый рост экономики не дает надежд на быстрый рост доходов. Нормализовать бюджетную ситуацию за один год, очевидно, не получится - повышение налогов вряд ли является приемлемым политически, а любые сокращения расходов будут давать осязаемый результат, растянутый во времени. Тем не менее, это не означает, что правительство не должно заниматься системным сокращением расходов - это единственный путь, который приведет к устойчивому бюджету через какое-то время.
В системе социальных пособий и дотаций на газ правительство уже сформулировало правильные базовые принципы:
1) выплата нуждающимся, а не всем подряд;
2) оценка нуждаемости по доходу семьи, а не индивидуальному;
3) учет всей совокупности получаемых из бюджета выплат при оценке нуждаемости.
Следовательно, здесь все усилия должны быть сосредоточены на реализации выбранного подхода, а Минфину должна быть предоставлена свобода действий.
Определенное облегчение центральному бюджету может дать передача на местный уровень расходов на начальное и среднее образование, на здравоохранение - с одной стороны, местным властям лучше видно, какие из учебных заведений следует сохранить, а какие укрупнить; с другой, в местных бюджетах сформировался существенный запас денежных средств, которые сегодня не используются на решение государственных проблем.
Помимо этого, правительству следует интенсифицировать работу по привлечению внешних займов и средств поддержки, которые будут получаться местными органами власти и/или предприятиями без предоставления им государственных гарантий, что выводит эти средства из определения источников финансирования бюджетного дефицита центрального правительства. Объем таких доступных для Украины средств исчисляется сотнями миллионов долларов.
Из «небюджетных» тем наиболее актуальными являются две:
1. Проделанная еще в прошлом правительстве работа по реформе управления госпредприятиями и приватизации оказалась положена в «долгий ящик». Необходимо вытащить все эти наработки и немедленно реализовать задуманное, что снизит давление на бюджет, понизит уровень казнокрадства и создаст здоровые стимулы в экономике.
2. Правительство должно разобраться с проблемой медленного роста добычи газа в Украине и принять решения, которые позволят ускорить развитие этого сектора - помимо снижения давления на платежный баланс это приведет к росту налоговых доходов и оживлению экономической активности.
Рассчитывать на то, что болезнь рассосется сама собой, бессмысленно; без целенаправленной интенсивной терапии добиться прогресса в лечении не удастся. Точно так же бессмысленно надеяться на то, что вот-вот Запад наложит на Россию новые, более жесткие санкции и ее экономика - медленное сползание которой вниз со скоростью 1-1,5% годовых тоже симптом болезни, но другой, - рухнет; экономика России, опирающаяся на экспорт сырья, спрос на которое в мире продолжает расти, еще долго сможет существовать в таком вяло депрессивном режиме.
Сергей Алексашенко для
Я уже много лет со вниманием отношусь к оценкам Сергея Алексашенко. Тем более, что в отличие от Куркова, это не боль, это говорит опытный врач. Который точно указывает на тревожные симптомы и предлагает реальные методы лечения.
Хотя мне кажется, что у правительства Гройсмана вряд ли есть серьезные намерения воспользоваться такими рекомендациями. А возможностей к тому еще меньше
Реформы идут самым скверным из возможных способов, т.е. крайне медленно, хвост собачке отрезают маленькими порциями, что лишь усугубляет страдания.
К тому же в силу хотя бы очень сильной зависимости кабмина от Президента, я не верю в то, что крайне необходимые меры по ликвидации большинства госпредприятий и радикальной смены руководства других госпредприятий могут быть осуществлены - договоренности президента с влиятельными олигархами просто не позволят это осуществить. А значит расхищение Родины как главный источник доходов и наших богачей, и наших политиков будет скорее всего продолжено.
А приватизация будет проводиться прежними методами - в интересах не страны, а людей. Причем население к числу людей не относится.